Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:12, доклад
Бизнесмен и менеджер -- это не одно и то же. Бизнесмен -- это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса -- предпринимательство.
Введение
1. Правовой статус и функции
2. Мотивация
Заключение
Список литературы
Менеджер и предприниматель: сходства и различия.
План
Введение
1. Правовой статус и функции
2. Мотивация
Заключение
Список литературы
Введение
Бизнесмен и менеджер -- это не одно и то же. Бизнесмен -- это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса -- предпринимательство. Этот вид деятельности связывается с личностью человека -- предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он будет придерживаться предпринимательского стиля управления.
Понимание различий и сходств этих двух понятий с точки зрения правового статуса, выполняемых функций и особенностей мотивации Менеджера и Предпринимателя, способствует упрощению задачи по организации их взаимодействия в рамках одного предприятия.
1. Правовой статус и функции
Термин «предпринимательство»
был введен еще в 18 веке французским
экономистом Кантилоном и означал
«инициативную самостоятельную
деятельность граждан, направленную на
получение прибыли или личного
дохода, осуществляемую от своего имени,
на свой страх и риск и под свою
имущественную ответственность»
В практически неизменном
виде это определение верно и
сегодня. Предприниматели действуют
на стыке бизнес-идей с правовой
средой, экономической ситуацией, политической
конъюнктурой и этическими нормами.
Предприниматель может
Можно выделить такие важнейшие
функции предпринимательства: новаторская,
организационная, хозяйственная, социальная
и личностная.
Новаторская функция -- содействие процесса
продуцирования новых идей (технических,
организационных, управленческих и др.),
осуществление исследовательско-
Организационная функция -- внедрение новых форм и методов организации" производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением.
Хозяйственная функция -- наиболее
эффективное использование
Социальная функция -- изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.
Личностная функция - это
самореализация собственной цели предпринимателя,
получение удовлетворения от своей
работы. Так, вследствие опрашивания
мелких компаний Великобритании выяснилось,
что подавляющее большинство
их (свыше 80%) главным стимулом своей
предпринимательской
Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему русскому понятию «приказчик».
В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
«Современный экономический
словарь» дает следующее определение:
«Менеджмент -- это совокупность принципов,
форм, методов, приемов и средств
управления производством и
По мнению П.Друкера «менеджер - человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий решения».
Главная движущая сила менеджера
- использование имеющихся
В осуществлении своего или
чужого замысла менеджера
По правовому статусу
предприниматель и менеджер представляют
собой разные субъекты бизнеса, обладающие
разными деловыми интересами. Учредители
фирм реализуют свои интересы, осуществляя
предпринимательскую
Предприниматель полностью или в пределах доли в уставном капитале фирмы отвечает по обязательствам своей фирмы, участвует в разделении рисков, которые принимает на себя его компания, и самостоятельно вступает в деловые отношения с другими субъектами предпринимательского бизнеса.
В отличие от предпринимателя менеджер несамостоятелен во всех внешних коммуникациях компании, отвечает лишь за выполнение функций, зафиксированных в трудовом контракте, и рискует только своей профессиональной репутацией.
Предпринимательство предшествует
менеджменту. Иначе говоря, сначала
организуется дело, затем его менеджмент.
Сфера предпринимательства
В отличие от предпринимательства
кроме новаторства и
2. Мотивация
предприниматель менеджер мотивация
В социологии менеджмента существует самостоятельный класс концепций, которые называют психологическими теориями предпринимательства. Это не значит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравниваются модели поведения менеджеров и предпринимателей.
Первые попытки научно
осмыслить мотивацию
В 1908 г. В. Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства -- инстинкт конструктивности.
Во второй трети 20 века была
разработана новая теория мотивации
-- теория экспектации и ценностей,
ее авторами считают К.Левина, Е.Толмена,
Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными
элементами в ней были целеориентированное
поведение и мотивация
Макклелланд определил три условия, при которых появляется мотив достижения:
1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;
2) надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет ли оно вам удачу или поражение;
3) успех не должен быть
четко определенным или
«Потребность делать нечто
лучше, чем оно было сделано вчера»
-- это определение мотивации на
достижение Д.Макклелланда (1975), ставшее
ныне очень популярным. Исследователь
обнаружил, что предприниматель, создающий
быстро прогрессирующую бизнес-фирму,
редко является лидером. Причину
он объясняет просто: достижение -- игра
для одного, а не для многих. Действительно,
достигать чего-либо можно в одиночку,
но не толпой. Когда фирма разрастается,
у нее появляется организационная
структура, устанавливающая или
упорядочивающая
Власть возможна там, где
взаимоотношения множества
Исследования Д. Макклелланда и Д.Бернхайма (1976) обнаружили у предпринимателей и менеджеров потребность во власти и стремление к лидерству. Если менеджер тяготеет к власти и она для него -- лучший мотиватор поведения, то предприниматель склонен к другому -- к лидерству, даже если при этом возрастает степень риска.
Итак, предприниматель исчисляет пригодность идеи (инновации) и опирается на чутье, менеджер всесторонне анализирует конъюнктуру. Поэтому говорят: менеджер -- «лидер иерархии», предприниматель -- «лидер идеи». И чаще всего предприниматель становится менеджером, устав от риска, неопределенности и стрессов, чем наоборот. Чтобы превратиться в предпринимателя, человеку нужен иной стиль мышления, иная психология, иная стратегия поведения и мотивации.
Менеджер стремится
При использовании ресурсов менеджер прежде всего заинтересован в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса, и в создании стабильной системы их распределения. Вообще, универсальные схемы и процедуры истинный менеджер стремится создать во всех сферах своей деятельности, не исключая и личную жизнь. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание «с 9 до 18»; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает все, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом».
Но рыночная стихия -- та область, где нет кристальной ясности и стабильности. Посему коньком предпринимателя выступают чутье, интуиция и другие нерационализируемые факторы.
В отличие от менеджера, для
предпринимателя поиск рисковых
ситуаций и умение их разрешать обладают
самодостаточной ценностью. Только
на ранней стадии деньги и прибыль --
адекватное вознаграждение за риск. В
дальнейшем же все больший вес
приобретает индивидуальное «я». Признавая
за собой способности умело
В отличие от предпринимателя,
менеджер (особенно в крупной корпорации)
в меньшей степени
Обследованные Макклелландом
менеджеры выказали слабый уровень
потребности в аффиляции (т. е. в
кооперации и сотрудничестве с другими
людьми). Власть может привести к
авторитаризму, правда, подобная тенденция
может гаситься высокой степенью
самоконтроля менеджера и его
«зрелостью» (психологическая
Для менеджера важен его статус и объем властных полномочий, размер материального вознаграждения.
Часто встречающиеся ошибки менеджеров:
- стремление как можно
быстрее подняться по
- озабоченность символами
своего положения, например
- забота прежде всего
о своих интересах, тогда как
хороший руководитель
- стремление к самоизоляции.
Если попытаться составить портрет идеального менеджера, получится примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, рациональность и критичность, логичность и целостность, открытость для информации, динамичность, широкий кругозор, высокий профессионализм, способность вызывать доверие и управлять вниманием людей, ориентация на достижение целей.