Менеджер и предприниматель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:12, доклад

Описание

Бизнесмен и менеджер -- это не одно и то же. Бизнесмен -- это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса -- предпринимательство.

Содержание

Введение
1. Правовой статус и функции
2. Мотивация
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Менеджер и предприниматель.docx

— 24.53 Кб (Скачать документ)

Менеджер и предприниматель: сходства и различия.

План

Введение

1. Правовой статус и  функции

2. Мотивация

Заключение

Список литературы

Введение

Бизнесмен и менеджер -- это  не одно и то же. Бизнесмен -- это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего  доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который  не занимает никакой постоянной должности  в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит  членом ее правления. Менеджер же обязательно  занимает постоянную должность, в его  подчинении находятся люди. Несколько  более частный случай бизнеса -- предпринимательство. Этот вид деятельности связывается  с личностью человека -- предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая  новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень  велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он будет придерживаться предпринимательского стиля управления.

Понимание различий и сходств  этих двух понятий с точки зрения правового статуса, выполняемых  функций и особенностей мотивации  Менеджера и Предпринимателя, способствует упрощению задачи по организации  их взаимодействия в рамках одного предприятия.

1. Правовой статус и  функции

Термин «предпринимательство»  был введен еще в 18 веке французским  экономистом Кантилоном и означал  «инициативную самостоятельную  деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».

В практически неизменном виде это определение верно и  сегодня. Предприниматели действуют  на стыке бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой и этическими нормами. Предприниматель может действовать  не только от себя, но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.

Можно выделить такие важнейшие  функции предпринимательства: новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная. 
Новаторская функция -- содействие процесса продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т.п.

Организационная функция -- внедрение новых форм и методов  организации" производства, новых  форм заработной платы и их оптимальное  объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы  продуктивных сил и контроль за их выполнением.

Хозяйственная функция -- наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

Социальная функция -- изготовление товаров и услуг, необходимых  обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного  экономического закона.

Личностная функция - это  самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей  работы. Так, вследствие опрашивания  мелких компаний Великобритании выяснилось, что подавляющее большинство  их (свыше 80%) главным стимулом своей  предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а  возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы.

Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь  этих функций определяется тем, что  нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается  в управлении.

Понятие «менеджмент» также  обозначает руководство и руководителей  различного уровня на предприятии. Понятие  «менеджер» примерно соответствует  устаревшему русскому понятию «приказчик».

В «Оксфордском словаре английского  языка» менеджмент характеризуется  как способ (манера) обращения с  людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как  искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

«Современный экономический  словарь» дает следующее определение: «Менеджмент -- это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств  управления производством и производственными  персоналом с использованием достижений науки управления».

По мнению П.Друкера «менеджер - человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий  решения».

Главная движущая сила менеджера - использование имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.

В осуществлении своего или  чужого замысла менеджера характеризует  множество учитываемых мнений и  факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и  ориентировано на длительную перспективу.

По правовому статусу  предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя  предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры - продавая свою рабочую  силу.

Предприниматель полностью  или в пределах доли в уставном капитале фирмы отвечает по обязательствам своей фирмы, участвует в разделении рисков, которые принимает на себя его компания, и самостоятельно вступает в деловые отношения с другими  субъектами предпринимательского бизнеса.

В отличие от предпринимателя  менеджер несамостоятелен во всех внешних  коммуникациях компании, отвечает лишь за выполнение функций, зафиксированных в трудовом контракте, и рискует только своей профессиональной репутацией.

Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала  организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение  способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования  ресурсов.

В отличие от предпринимательства  кроме новаторства и предприимчивости профессиональный менеджмент требует  разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного  мышления, компьютерной грамотности, организационной  культуры, коммуникабельности, самостоятельности. Менеджеры сегодня обладают многосторонними  знаниями, которые не всегда доступны предпринимателю. Статистика делит  предпринимателей на две группы: у  одних уровень образования выше, чем у среднего населения, у других - ниже. Однако успех не всегда зависит  от образования.

2. Мотивация

предприниматель менеджер мотивация

В социологии менеджмента  существует самостоятельный класс  концепций, которые называют психологическими теориями предпринимательства. Это  не значит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравниваются модели поведения менеджеров и предпринимателей.

Первые попытки научно осмыслить мотивацию предпринимательского поведения относятся к концу XIX века. Уильям Джемс (1842--1910) выдающийся американский философ и психолог, выделил два важнейших инстинкта -- честолюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в  деловом предпринимательстве.

В 1908 г. В. Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства -- инстинкт конструктивности.

Во второй трети 20 века была разработана новая теория мотивации -- теория экспектации и ценностей, ее авторами считают К.Левина, Е.Толмена, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными  элементами в ней были целеориентированное  поведение и мотивация достижения.

Макклелланд определил три  условия, при которых появляется мотив достижения:

1) человек должен быть  готов к тому, чтобы взять на  себя всю ответственность за  конечный исход дела;

2) надо четко представлять  себе, чем закончится дело и  принесет ли оно вам удачу  или поражение;

3) успех не должен быть  четко определенным или гарантированным,  но должен быть связан с  умеренным риском, с некоторой  неопределенностью.

«Потребность делать нечто  лучше, чем оно было сделано вчера» -- это определение мотивации на достижение Д.Макклелланда (1975), ставшее  ныне очень популярным. Исследователь  обнаружил, что предприниматель, создающий  быстро прогрессирующую бизнес-фирму, редко является лидером. Причину  он объясняет просто: достижение -- игра для одного, а не для многих. Действительно, достигать чего-либо можно в одиночку, но не толпой. Когда фирма разрастается, у нее появляется организационная  структура, устанавливающая или  упорядочивающая взаимоотношения  многих людей. Мотивация на достижение трансформируется в потребность  власти. Ведь власть -- чисто структурная  характеристика.

Власть возможна там, где  взаимоотношения множества людей  выстроены в некую иерархию, разделены  на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и подчиненные. Стремление занять ключевую, самую  влиятельную позицию и есть потребность  во власти, или доминировании (господстве, преобладании, превосходстве). Совершенно очевидно, что «стремление выполнить  нечто лучше, чем вчера» превращается здесь в стремление завоевать лучшую, чем у других, позицию.

Исследования Д. Макклелланда и Д.Бернхайма (1976) обнаружили у предпринимателей и менеджеров потребность во власти и стремление к лидерству. Если менеджер тяготеет к власти и она для  него -- лучший мотиватор поведения, то предприниматель склонен к  другому -- к лидерству, даже если при  этом возрастает степень риска.

Итак, предприниматель исчисляет  пригодность идеи (инновации) и опирается  на чутье, менеджер всесторонне анализирует  конъюнктуру. Поэтому говорят: менеджер -- «лидер иерархии», предприниматель -- «лидер идеи». И чаще всего предприниматель  становится менеджером, устав от риска, неопределенности и стрессов, чем  наоборот. Чтобы превратиться в предпринимателя, человеку нужен иной стиль мышления, иная психология, иная стратегия поведения  и мотивации.

Менеджер стремится максимально  прояснить ситуацию, чтобы применять  к ней стандартные научные  методы. Ясной и четкой является организационная иерархия.

При использовании ресурсов менеджер прежде всего заинтересован  в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса, и в создании стабильной системы их распределения. Вообще, универсальные схемы и  процедуры истинный менеджер стремится  создать во всех сферах своей деятельности, не исключая и личную жизнь. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу так, чтобы она укладывалась в расписание «с 9 до 18»; он умеет поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает все, что ему необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим делом».

Но рыночная стихия -- та область, где нет кристальной ясности  и стабильности. Посему коньком предпринимателя  выступают чутье, интуиция и другие нерационализируемые факторы.

В отличие от менеджера, для  предпринимателя поиск рисковых ситуаций и умение их разрешать обладают самодостаточной ценностью. Только на ранней стадии деньги и прибыль -- адекватное вознаграждение за риск. В  дальнейшем же все больший вес  приобретает индивидуальное «я». Признавая  за собой способности умело выходить из рискованных ситуаций, инноватор  нередко ставит выше свое право на поражение, чем чужое на успех.

В отличие от предпринимателя, менеджер (особенно в крупной корпорации) в меньшей степени характеризуется  стремлением выразить свое «я». Шкала  «Leadership Motive Pattern» Макклелланда измеряет уровни аффиляции, потребности во власти и подавлении (сдерживании). С ее помощью удалось установить, что потребность во власти присуща всякому эффективному, или хорошему менеджеру. Но всякий мотив оказывается более мощным, чем даже стремление к личностному развитию. Он буквально забивает все другие позывы в человеке, заглушает все прочие потребности, особенно если они противоречат ему. Это вполне здоровое начало в деятельности менеджера. Уважающему себя менеджеру присуща именно потребность оказывать влияние на поведение других людей во благо организации в целом.

Обследованные Макклелландом  менеджеры выказали слабый уровень  потребности в аффиляции (т. е. в  кооперации и сотрудничестве с другими  людьми). Власть может привести к  авторитаризму, правда, подобная тенденция  может гаситься высокой степенью самоконтроля менеджера и его  «зрелостью» (психологическая характеристика уровня развития личности). Очень часто  мотив достижения, присущий, например, инженерам, склонным к творческой самоотдаче, вступает в противоречие с мотивом  власти, который характеризует менеджеров и развитую у них потребность  влиять на поведение других.

Для менеджера важен его  статус и объем властных полномочий, размер материального вознаграждения.

Часто встречающиеся ошибки менеджеров:

- стремление как можно  быстрее подняться по служебной  лестнице, не связывая его с  реально достигнутыми результатами;

- озабоченность символами  своего положения, например размером  кабинета или моделью мобильного  телефона;

- забота прежде всего  о своих интересах, тогда как  хороший руководитель заботится  и о своих людях;

- стремление к самоизоляции.

Если попытаться составить  портрет идеального менеджера, получится  примерно следующее: внутренняя свобода, инициатива, рациональность и критичность, логичность и целостность, открытость для информации, динамичность, широкий  кругозор, высокий профессионализм, способность вызывать доверие и  управлять вниманием людей, ориентация на достижение целей.

Информация о работе Менеджер и предприниматель