Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:12, реферат
Цель данного реферата – выявить и охарактеризовать ведущие личностные характеристики менеджера по управлению персоналом.
Задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы в современных источниках.
Дать дифференциальную характеристику специальностям «менеджер по управлению персоналом» и «специалист по кадрам».
Выявить ведущие психологические характеристики личности, присущие специалисту по управлению персоналом, и кратко их охарактеризовать.
Введение………………………………………………………………. 3
Понятие о специальности «менеджер по управлению персоналом» и её отличие от «специалиста по кадрам»……………………….5
Основные личностные характеристики менеджера по управлению персоналом …………………………………………………..........9
Заключение…………………………………………………………....….19
Список литературы………………………………………………………21
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
Основы управления персоналом
На тему: Менеджер по персоналу
Личностные характеристики
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Решение кадровых вопросов в условиях рыночных отношений и рынка рабочей силы приобретает особо важное значение, так как меняется общественный статус работника, характер его отношений к труду и условиям продажи рабочей силы. В этих условиях руководитель предприятия (работодатель) должен в своих решениях исходить из того, что человеческий потенциал проявляется при благоприятных условиях для работника, а его способности в выполнении работ, решении задач, в том числе проблемных, зависят от многих качественных показателей, характеризующих его как личность и специалиста.
Отбор персонала имеет большое значение при управлении человеческими ресурсами, так как от него во многом зависит дальнейшая деятельность организаций, ибо только при наличии квалифицированного персонала они смогут добиться наилучших результатов и поставленных задач.
Такая постановка
вопроса о подборе
Таким образом, проблема определения личностных качеств современного менеджера по управлению персоналом является актуальной для нового рынка труда.
Цель данного реферата – выявить и охарактеризовать ведущие личностные характеристики менеджера по управлению персоналом.
Задачи:
1. Понятие о
специальности «менеджер по
Под системой управления
персоналом понимается совокупность приемов
и методов воздействия
Менеджер по управлению персоналом – сравнительно новая специальность для российского рынка. Уникальность данной специальности состоит в том, что она применима во всех сферах деятельности, на предприятиях любой организационно-правовой формы или формы. Престижность профессии обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, она представляет собой конгломерат знаний и навыков в области экономики, менеджмента, психологии и права. Студенты в течение срока обучения данной специальности проходят соответствующие дисциплины и по окончании вуза обладают универсальными знаниями.
Во-вторых, менеджер по управлению
персоналом организует работу людей
в компании таким образом, чтобы
они могли реализовать
Для специалиста по управлению
персоналом существует объективная
необходимость получения
В сферу профессиональной деятельности менеджера по управлению персоналом входят такие вопросы, как формирование количественного и качественного состава кадров, система оплаты труда, межличностные отношения между работниками, адаптация работников на предприятии. Основными видами профессиональной деятельности, помимо управленческой и организационной, являются правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая.
Определяя основные психологические характеристики менеджера по управлению персоналом, необходимо дать некоторые пояснения и дифференцировать работу менеджера по персоналу и специалиста по кадрам. Для людей старой закалки, начинавших свой профессиональный путь еще во времена советов, вообще не понятно, что такое отдел персонала (управления персоналом). В те времена были лишь отделы кадров. Это можно объяснить просто исходя из функций, которые выполняют эти отделы. Специалист отдела кадров в основном выступает связующим звеном организации с государством. Основными функциями специалиста по кадрам являются оформление движений персонала (прием, увольнение, отпуск, перевод и т.д.), ведение личных дел, сдача отчетности в государственные органы, составление графиков (работы, отпусков и др.).
Таким образом, специалист по кадрам – это человек в большей части занимающийся документами, учетом, составлением приказов, составлением отчетов, сбором статистики.
У отдела персонала (менеджера по персоналу) функции более широкие. Во-первых, нужно сказать, что все функции отдела кадров так же имеет и отдел персонала, именно по этому, в отделе персонала часто работают два сотрудника – менеджер по персоналу, и специалист по кадрам. Менеджер по персоналу в таком случае является своеобразным представителем компании на рынке труда. Именно по этому во времена советского союза менеджеров по персоналу не было. Не было ведь и рынков. Не было рыночной экономики в стране. Кроме того, что менеджер по персоналу должен очень правильно и рационально орудовать на рынке труда, он должен хорошо работать и с персоналом внутри компании, чтобы получить максимальную пользу для компании, при этом затратив минимальное количество ресурсов компании.
Именно это и является основной целью отдела персонала. Одной из важнейших же задач специалиста по кадрам является поддержание и соблюдение ТК РФ. Специалист по кадрам инспектирует все документы на соответствие установленным законам о труде. Как известно, во всех судебных спорах работодателя с работником суд отдает предпочтение работнику. Поэтому все до малейших мелочей должно соответствовать закону, чтобы не давать лишнего повода работнику идти в суд, в случае конфликтной ситуации. По этой причине специалист по кадрам имеет большую юридическую ответственность, чем менеджер по персоналу. Ведь именно он отвечает за оформление и составление графиков и приказов, согласно которым начисляются надбавки, выплачиваются льготы, платятся налоги государству. Поэтому специалист по кадрам некоторым, косвенным способом имеет влияние на распределение денег, и имеет соответственную ответственность как перед законом (ведь деньги идут и из государственного бюджета) так и перед компанией. В этом есть еще одна значимая разница между функциями менеджера по персоналу и специалиста по кадрам.
Таким образом, специалист по кадрам, это человек, связанный с работой с документами, отчетностями, составлением и проверкой приказов, формированием личных дел. А менеджер по персоналу в большей степени ориентирован на работу с людьми, общение с ними, диагностику. Из этого получается, что эти две специальности, отвечающие за решение отличных друг от друга задач, требуют от их исполнителей различных, а иногда и противоположных качеств личности.
Не смотря на то, что в небольших компаниях все эти функции специалиста по кадрам и менеджера по персоналу выполняет один и тот же человек (это более выгодно руководителю компании с точки зрения заработной платы), совершенно очевидно, что эти функции необходимо делить на двух разных сотрудников. Ведь для выполнения функций менеджера по персоналу нужны такие личностные характеристики как лабильность, общительность, открытость, а для специалиста по кадрам более полезны будут такие качества как педантичность, усидчивость (эти качества очень часто сопровождают в человеке скрытность, и замкнутость). Таким образом, если человек обладает рядом качеств, соответствующих одной из специальностей, то выполнять функции второй специальности ему будет крайне сложно, и не всегда эти функции будут выполнены качественно.
2. Основные
личностные характеристики
Менеджер по управлению персоналом работает в отделе по работе с персоналом, который входит в структуру компании. В случае если компания небольшая подчиняется высшему руководству, в ином случае Директору по персоналу.
Опираясь на профессиональные
навыки, менеджер по управлению персоналом
исполняет следующие должностны
Квалифицированное выполнение данных должностных обязанностей требует от специалиста серьёзной и разносторонней профессиональной подготовки, а также целого ряда личностных качеств. Рассмотрим более подробно, какими качествами должен обладать менеджер по персоналу для успешного выполнения своих обязанностей.
Поговорка «Сапожник без сапог» вряд ли сможет оправдать то, что человек, не умеющий распоряжаться собственным временем, будет учить других эффективному использованию временных ресурсов, а зажатый, повторяющий протяжное «эээ» человек будет объяснять, как овладеть навыками настоящего ораторского искусства.
Таким образом, исходя из квалификационных
характеристик и
Личностные характеристики
Коммуникабельность
Коммуникабельность - способность человека к коммуникации, установлению социальных контактов и связей. Вся деятельность менеджера по персоналу связана с человеческим фактором, а основная часть работы представляет собой взаимодействие с людьми. Поэтому необходимым качеством является умение устанавливать положительные первичные контакты, располагать к себе человека таким образом, чтобы последующие отношения с ним строились на позитивном начале, доверии и взаимном принятии.
Здесь можно отметить такое качество человека, как аттрактивность. Оно присуще не всем людям и представляет собой наличие совокупности качеств, способных привлекать к себе людей, способность вызывать мгновенную симпатию. Аттракция в буквальном смысле означает «привлечение». Осознание и стремление обладать такими необходимыми свойствами способствует целенаправленному установлению сотрудником благоприятных социальных отношений. Поэтому психологи, работающие в сфере бизнеса, рекомендуют людям, связанным с межличностными коммуникациями, выражать позитивное отношение, даже если на самом деле они не испытывают симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на более позитивное.
Таким образом, специалист по персоналу
формирует у себя дополнительный
механизм социальной перцепции (восприятия),
позволяющий получить больше информации
о человеке.
Обладание аттрактивными свойствами очень
важно в процессе коммуникации. Однако
следует помнить, что чрезмерное и искусственное
выражение радости не столько формирует
аттракцию, сколько разрушает доверие
людей. Доброжелательное отношение далеко
не всегда можно выразить улыбкой, особенно
если она очевидно фальшива.
Чувство юмора также имеет значение в
оказании положительного влияния на психологический
климат, производственные отношения. Некоторые
трудные ситуации можно разрядить вовремя
сказанной шуткой, а замечания в виде безобидной
шутливой реплики иногда более действенные
и подходящие, нежели прямое указание
на недостаток.
Информация о работе Менеджер по персоналу Личностные характеристики