Менеджер в роли лидера организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Лидерство – понятие, издавна привлекавшее внимание людей. Правда, до начало 20 века чаще всего речь шла о политических лидерах. Знаменитая книга Н.Макиавелли «Государь», написанная в 16 в., по сути, была книгой о лидерстве и власти лидера. А, начиная, с 40-х годов ХХ века начались научные исследования природы и сущности лидерства в крупных масштабах и на систематической основе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теория управления………………………………………………......
1.1. Понятие и сущность лидерства………………………………………...
1.2. Стили лидерства………………………………………………………...
1.3. Различия между ролью лидера и менеджера

Работа состоит из  1 файл

Курсавая ТУ.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

     Стогдилл  утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях  требуются различные способности  и качества. Таким образом, второй подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя, т.е. эффективность определяется манерой поведения по отношению к подчиненным. Основной недостаток заключался в тенденции исходить из предложения, что существует какой – то один оптимальный стиль руководства.

     Ни  подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логическое соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью –с другой. Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Разные ситуации требуют различных организационных структур, а также различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации.

     Ниже  будут подробно рассмотрены каждый из указанных подходов с целью  оценки его значимости и полезности в объяснении лидерства и возможности  предсказаний с его помощью лидерского поведения.

     Важный  вклад поведенческого подхода заключается  в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. Одним из первых описание стилей лидерства дел Куртом Левин, выделивший авторитарный, демократический и пассивный стили.  

     Таблица 1

     «Содержание трех стилей руководства  по К. Левину»1

  Авторитарный  стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Снятие лидером  с себя ответственности и отречение  от власти в пользу группы/ организации 
  Прерогатива в  установлении целей и выборе средств Принятие решений  разделено по уровням на основе участия Предоставление  возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
  Коммуникационные  потоки идут преимущественно сверху Коммуникация  осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация  в основном строится на «горизонтальной» основе
Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через  участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и  без вмешательства лидера
Слабые  стороны Имеется тенденция  к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени Группа может  потерять скорость и направление  движения без лидерского вмешательства
 

     Хотя  выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация  не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.

     Деление лидерства на данные стили по Левину вполне применимы сегодня, действительно, в организации можно выявить как и авторитарный, и демократический, и пассивный стили, но с некоторыми поправками, так как в большинстве случаев все зависит от ситуации.

     В дальнейшем были предприняты попытки  усовершенствовать подход, основанный на анализе поведения лидеров.

     Однако  наибольшую популярность среди практиков получила система описания стилей лидерства, получившая название «управленческой решетки», предложенная Р. Блейком и Дж. Моутом. «Управленческая решетка» - это двумерная схема, горизонтальная ось которой отражает ориентацию лидера на выполнение задания, а вертикальная – его ориентация на отношение между людьми. Подход Блейка и Моутон, пусть неявно, указывает на существование наилучшего стиля лидерства.[8,с.551]

    1. . Различия между ролью лидера и менеджера.

     Быть  менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти источники, ее питающие.

     Лидерство – это тип управленческого  взаимодействия (в одном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных перемен.[6,с.42]

     В ходе изучения проблемы лидерства ученными было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство – это воздействие  на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г.Кунц и С.О.Доннел считают, что лидерство связанно с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

     В практике управления лидерство - это  способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.[7,с.174]

     Рассматривая  этот вопрос можно взять директора завода. Он по должности является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность.

     Наглядно  это становится очевидным, когда  выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в  управлении в стрессовых и конфликтных  ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.

     В общественном сознании понятия лидер  и руководитель, менеджер практически не различаются. Тем не менее люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.

     В практике употребления слова «лидер»  смешиваются самые различные  смыслы. Лидер –это «вождь масс в тоталитарно олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо – демократическом обществе». (М.Вебер), и менеджер, «отвечающий за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников – за все то, что связано с деятельностью его подчиненных» (Г.Минцберг), и просто человек, способный повести других за собой, и передовик производства, и «лидер продаж».Однако в рамках научного менеджмента приходят к нижеследующему разделению.

     Если  условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, а как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции.[11,с.60]

  • Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении.
  • Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе.
  • Лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей.
  • Лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ.

     Среди отличительных функций лидера мы можем выделить две группы: стратегические и социально – воспитательные (связанные с влиянием на людей).

     Один  из ведущих представителей теории «человеческих  отношений» Д. Мак Грегор считал, что  лидерства как такового не существует. Лидерство – это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить, по крайнем мере, четыре переменные:

  • характеристики лидера;
  • позиции, потребности и прочие характеристики его последователей
  • характеристики организации: ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению;
  • социальная, экономическая и политическая среда, в которой действует лидер.

     Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в  более широком контексте. Участие  в организации ведет к появлению  социального этажа в анализе  психологических характеристик  лидерства и менеджмента.[14,с.234]

     Появление таких факторов, как среда, группа, ситуация, потребность контекста, заметно  влияет на то, как начинает выглядеть  феномен лидерства. Можно сказать, что:

  • лидер появляется, если он нужен (если среда или ситуация имеет на него запрос);
  • лидерству учатся, решая проблемы, существующие в организационном контексте.

     Быть  менеджером еще не означает автоматически  считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственная неформальная основа. Можно  занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник - директор завода.

     Процесс влияния через способности и  умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.

     Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или  воздействует на других.

     С другой стороны - это процесс преимущественно  не силового воздействия в направлении  достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого  взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. 
 

Информация о работе Менеджер в роли лидера организации