Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:51, доклад
Этапы исторического развития менеджмента
Основные предпосылки Цели предпринимателей
Задачи предпринимателей Отношения предпринимателей с государством и обществом
Массовое производство (до конца 1920-х годов)
Развитие сети ж/д, металлургии, машиностроения, химии, текстильной промышленности.
Новая форма социальной организации – фирма
Этапы менеджмента |
Основные |
Цели |
Задачи |
Отношения |
Массовое |
Развитие сети ж/д, металлургии,
машиностроения, химии, текстильной промышленности. |
Стремление подавить или поглотить конкурента. Успех фирмы, предлагающей самую низкую цену |
Создание и внедрение новых промышленных технологий. Совершенствование массового производства, снижающего издержки выпуска продукции |
Отсутствие вмешательства со стороны Г. и О. Минимальный политический и социальный контроль. При необходимости – меры экономического протекционизма |
Массовый |
Насыщение рынка основными потребительскими товарами. Изменение структуры спроса и его требований к предложению (качество). Возникновение потребности в межотраслевых связях. Неравномерность НТ развития стран |
Ориентация предпринимателей на рынок (даже в ущерб эффективности производства) |
Оптимизация баланса спроса
и предложения. Преодоление консерватизма
управляющих, ориентация менеджеров на
анализ задач не «изнутри», т.е. с позиций
управления производством, а «извне» –
с позиции потребителя. |
Развитие политического и социального контроля. Госрегулирование экономики и вмешательство в бизнес во ВМВ и послевоенный период. Общественные организации привлекаются для обсуждения важных решений |
Глобализация
бизнеса и |
Нехватка природных и людских ресурсов. Разработка новых технологий и появление неожиданных конкурентов. Пересмотр отношения к развитию экономики (от количественных проблем к качеству и экологии). Устаревание отраслей, возникновение новых. Быстрое изменение структуры спроса |
Интернационализация системы экономических отношений («производство – распределение – обмен – потребление»). Учет международного масштаба конкуренции. Внимание к рынкам Совершенствование маркетинга |
Сохранение задач эры массового производства. Обеспечение технологических прорывов, долгосрочное и стратегическое планирование. Поддержание солидарности слоя управляющих и социальной гармонии коллектива в целом |
Развитие связей фирм с внешней средой и лоббирование корпоративных (частных) интересов. Новые социальные приоритеты
(проблемы экологии, борьба |
Эволюция менеджмента
Основные концепции и школы менеджмента
Наименование |
Основоположники и последователи |
Основные идеи, используемые в кадровом менеджменте |
Научное управление |
Фредерик Тейлор Гаррингтон Эмерсон Лилиан Гилбрет, |
Изучение задачи, рационализация
и стандартизация трудовых операций;
максимальная эффективность |
Административное управление |
Анри Файоль (1841-1925), Мари Паркер Фоллет, Честер Барнард, |
Управление – вид
профессиональной деятельности, включающий
планирование, организацию, этика, взаимопомощь, лидерство; механизм принятия власти (сознательного подчинения приказам) |
Бюрократическая организация |
Макс Вебер (1864-1920) |
Функциональное разделение труда и иерархия властных отношений; детализация и письменное оформление обязанностей; минимизация роли личностного начала и субъективизма; карьерный рост на основе квалификации и опыта; менеджер – наемный работник |
Концепция «человеческих |
Элтон Мэйо (1880-1949), Фриц Ротлисбергер |
Позитивное отношение руководителей к подчиненным, морально-психологический климат и удовлетворение потребностей – главные факторы роста производительности |
Концепция человеческих ресурсов и школа поведенческих наук |
Курт Левин (1890-1947), Дуглас МакГрегор |
Закономерности мышления и поведения субъекта; Понятие «стиль управления» (А + Д + Л), теории Х и У руководства; концепция Z – синтез американского (A) и японского (J) методов управления |
Ситуационный подход |
Говард Стивенсон, Пол и Джейн Моутон |
Способность анализировать рыночную конъюнктуру и принимать решения; SWOT-анализ1; «управленческая решетка»; выбор адекватного стиля управления, лидерство и руководство |
Системный подход |
Питер Друкер, Ренсис Лайкерт, Томас Питерс, Роберт Уотерман, Игорь Ансофф |
Менеджмент – профессиональная
деятельность, |
Теория институтов и институциональных изменений |
Дуглас Норт |
Рынок – совокупность
формальных и неформальных «правил
игры», факторов и процедур принуждения |
1 SWOT (strength, weakness, opportunity, threat) = ССВУ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
2 Концепция «management by objectives» предусматривает определение целей для каждого структурного элемента организации (администрации, подразделений и работников) и реализуемых проектов, для последующего наблюдения и контроля результатов совместной деятельности.
3 Модель «7S», разработанная американской консультативной фирмой «МакКинси»: strategy (стратегия) – skill (навыки, мастерство) – shared values (общепризнанные ценности) – structure (структура) – systems (система и процессы принятия решений) – staff (персонал, кадры) – style (стиль).