Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:52, курсовая работа
За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить
высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций
на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых
социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев
будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель
общественного развития.
Вступление. ....................................3
I. Историческое развитие науки «управление»
и современная концепция менеджмента. ........ 5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента. ........ 6
1.2. Особенности становления
современного менеджмента в Украине. ........ 9
1.3. Современные концепции менеджмента. ........ 16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности. ................31
III. Классификация направлений менеджмента. ........ 38
Заключение. .............. 43
Список использованной литературы. ............ 44
В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более
сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет
развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии,
Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой
дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э.
Шмаленбах и др.
Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей,
т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование
взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».
Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления
о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление
управленческой мысли
макроэкономики и теории фирмы.
Среди виднейших ученых-
направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон,
Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.
Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с
учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично
совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы
М. Портера, Ф. Лютенса и др.
Исследования в области трудовы
отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными
составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2)
управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).
Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов-
первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко
обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном
стремлении к достижению гармонии
интересов администрации и
после войны (с 1945 г.) с тех же самых
позиций критиковались и
представителей школы
отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.
Большое влияние на развитие данного
направления оказали такие
организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг,
К. Исикава и др.
Производственный менеджмент был ориентирован на управление
производственными предприятиями и организациями.
Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое)
влияние на управление производством
и совершенствование
операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т.
Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители
семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов
управления производством.
Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое
распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality
Management), так популярное в последнее время в нашей стране.
Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно
недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и
отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей
производства».
Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга
можно выделить Ф. Котлера.
Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС)
связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений
природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки
внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах,
которое может быть названо современным
и учитывающим потребности
наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.
Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с
использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до
представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до
уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и
до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от
того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное
движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах
до разработки конкретных процессов моделирования.
Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная
дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было
сделано много важных открытий.
Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э.
Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.)
внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных
самостоятельных направлений:
· исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М.
Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных
структур);
· исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р.
Стайерт, Г. Саймон); изучение поведение людей в группах, выявление роли
«неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
· лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
· мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
· власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
· организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
· организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
· выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
· проблемы организации и технологии, а также социотехнических
систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).
Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента
исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно
широко применяется для
Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от
древнекитайского
который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие
достижения в области
Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные
направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую
множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:
· цели и функции управления организацией;
· организация как объект управления;
· методы управления организацией;
· стратегическое управление;
· процесс принятия решений;
· роль человека в организации;
· коммуникации и мотивации в управлении;
· организационные структуры управления организацией;
· измерение и оценка эффективности организации.
Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А.
Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др.
Заключение.
Внедрение современного менеджмента в Украине требует структурной
реорганизации органов государственного управления экономикой,
усовершенствования методов и форм их влияния на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий, содействия приливу в органы государственной власти
рыночно мыслящих людей.
Полиструктурная экономика обуславливает разнообразие систем управления
хозяйствующими субъектами – от
командно-административного
менеджмента, разнообразие моделей поведения их во внешней среде. Становление
рыночных отношений требует формирования новой системы управления –
менеджмента. Необходимость внедрения современного менеджмента уже осознали
представители многих отечественных корпораций, особенно те, которые постоянно
контактируют с зарубежными партнерами. На этом сегменте украинской экономики
сформировался рынок управленческих кадров, система их подбора на основе
деловых и моральных качеств, необходимых современному менеджеру. Об этом
свидетельствует то, что большинство представительств зарубежных фирм,
совместных предприятий
Список использованной литературы:
1.
Хміль Ф.І. Основи менеджменту:
Академвидав, 2003. – 608с. (Альма-матер);
2. Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);
3. Шегеда А.В. Менеджмент: Навч. Посіб. – К.: Т-во „Знання”,
КОО, 2002. – 583 с. – (Вища освіта ХХІ століття);
4. Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Посібник. – К.:
Академвидав, 2003. – 464 с. (Альма-матер);
5. Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г.
Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.;
6.
Макмиллан Ч. Японская
англ./Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193;
7.
Анософф И. Новая
ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.