Менеджмент как вид деятельности и система управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:55, реферат

Описание

Менеджмент и управление – это родственные понятия. Тем не менее, менеджмент определяется и
как наука и как искусство управления. Если рассматривать данную проблему в масштабах экономической
системы, то менеджмент – это форма или система управления.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
1.1. Менеджмент и управление…………………………….3
1.2. Менеджмент как наука и искусство…………………..9
1.3. Современная система взглядов на менеджмент……...11
Задание. Построить дерево знаний менеджмента.
Заключение…………………………………………………..15
Список литературы………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

      Стимулы делятся на материальные и нематериальные.

      Материальные, в свою очередь, делятся на денежные (заработная плата, доплаты, надбавки, ссуды и льготные кредиты) и не денежные, состоящие из социальных (мед. обслуживание, страхование, путевки, питание, подарки и т.п.) и функциональных (улучшение организации труда, улучшение условий труда).

      Нематериальные  стимулы состоят из социально-психологических (общественное признание, похвала, поддержка и одобрение), творческих (повышение квалификации, стажировки и командировки) и стимулов свободного времени (гибкий график работы, доп. отпуск). 8

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожидания и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Контроль.

      Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление  о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

      В сомом общем виде контроль можно  представить  как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых  результатов с запланированными.9

      Контроль  – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений  функции контроля. Одна из них – контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

      Контроль  способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

      Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна.10

      Эффективное сочетание различных видов контроля с учетов параметров внешней и  внутренней среды – залог успешного  функционирования организации.11

Координация и регулирование.

      Сущность  этой функции заключается в обеспечении  согласованности  действий всех звеньев  системы управления, сохранении, поддержания  и совершенствования установленного режима работы производственного механизма. При помощи этой функции решаются задачи, связанные с разделением труда в аппарате управления и упорядочением  системы производства в случае отклонения от заданных параметров.

      Цели  координации и регулирования  – установление взаимодействия в  работе производственных подразделений, руководителей и специалистов, устранение помех и отклонений от заданного режима работы.12

      Регулирование – деятельность по поддержанию в  динамической системе управления производством  заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления. Эта как раз та функция, которая связывает систему управления с внешней средой.

      Координация – функция процесса управления, обеспечивающая, во-первых, его бесперебойность и непрерывность, и, во-вторых, взаимосвязь всех функций. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. 13 

    1. Менеджмент  как наука и  искусство.
 

    К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала  идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые  неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.

    К «школе научного менеджмента» относят  таких классиков управления как  Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и  Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным  возникновение современного менеджмента  с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности.

    Разрабатывая  основы науки, в 14 общих принципах  управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления  плана. Свобода предложения и  осуществления точно также относится  к категории инициативы».

    Первым  элементом управления у него является предвидение. «Управлятьэто предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего».

    Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего  и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства».

    Ф. Тейлор говорит о «конструктивном  воображении» – способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия.

    Также он указывает, что «Менеджмент –  это искусство знать точно, что  предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом».

    Наука и искусство менеджмента тесно  связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и  корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно.

    Другой  особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его  некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как  правило, базируется на опыте, то разве  корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу.

    Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания.

    Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового.

    Искусство менеджмента заключается в использовании  накопленного опыта  и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.   

    1. Современная система взглядов на менеджмент.
 

    В настоящее время развитие менеджмента  подвержено значительному влиянию  двух тенденций – интернационализации и глобализации.

    Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости  географических рынков, на которых  действуют хозяйствующие субъекты. Интернационализация охватывает все  мировое пространство и имеет  вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в однородной среде. К элементам относятся разнообразные сферы деятельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде мирового хозяйства.

    Процесс глобализации проявляется в преобладании международных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация – это более высокий  уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности как интернациональной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства.

    Глобализация  означает вхождение в новую фазу производственно-хозяйственной и  финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следующие: 

 

-резкое увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций;  

 

-увеличение внутрихозяйственных уровней специализации и кооперирования или вертикальной интеграции различных стадий производственных, обеспечивающих, сбытовых, инвестиционных и иных процессов в интернациональных масштабах; 

 

-возрастание сложности процесса ресурсного обеспечения в результате создания совместных хозяйствующих субъектов и других форм горизонтальной интеграции.

     Рассмотренные тенденции в значительной степени  формируют ключевые особенности  современной системы взглядов на менеджмент.

Ключевые особенности  современной системы взглядов на менеджмент кроются в следующих  принципиальных положениях.

     Отказ от монополии на управленческий рационализм классических школ менеджмента, который выражается в том, что успех организации определяется исключительно рациональной организацией производства, снижением издержек и развитием специализации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одновременно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предприятия и не являющейся сферой непосредственного управленческого воздействия. Это, прежде всего, те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др.). Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и экологическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организации.

     Использование в управлении теории систем.

Это направление  представляет организацию в единстве ее составных частей, главными из которых  являются:

·компоненты, из которых состоит система;

·связи, которыми объединены компоненты системы;

·структура, которой  закреплены связи между компонентами;

·взаимодействие, возникающее между компонентами системы;

·процесс, приводящий к изменениям в результате взаимодействия;

·холизм и эмерджентность, представляющие систему как целое  со свойствами, возникающими только при взаимодействии ее компонентов;

·идентификация, позволяющая отличать свойства системы  от других;

·концептуализм, отражающий систему как особую форму  с целями и ценностями, разработавших  ее авторов;

·окружение, представленное явлениями, не являющимися частью системы, но оказывающими на нее влияние.

     Системный подход находит в наше время применение в связи с тем, что происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых  фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.

В наиболее общем  виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность или некоторое единство.

      Изучение  вышеперечисленных элементов применительно  к объектам и явлениям, как системы  и вызвало формирование системного подхода.

Можно сказать, что системный подход — это  такое направление методологии  научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы.

     Использование ситуационного подхода в управлении, согласно которому вся организация  внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент – ситуация (набор обстоятельств), которая оказывает существенное влияние на работу организации в данный период времени.

Ситуационные  теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления