Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 14:33, лекция
Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.
В зависимости от сложности и характера задач он выполняется руководителями и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест Важнейшим моментом административного труда является целевое управляющее воздействие.
По типу оно может быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой и проч.
По форме воздействие бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или жестким.
По способу передачи воздействия подразделяются на официальные и неофициальные.
Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.
Операторный труд направлен
на техническое обеспечение
Он выполняет следующие функции:
• документационную (оформление, размножение, сортировкаихранение документов);
• первично-счетную и учетную (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);
• вычислительную и
формально-логическую (последовательная
обработка собранной информации
и осуществление на ее основе и
по заданному алгоритму
• коммуникативно-техническую
(поддержание связи между
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».
В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими обстоятельствами.
Во-первых, масштабами,
количеством и многогранностью
решаемых проблем, связей между ними,
разнообразием применяемых
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях неопределенности, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать, брать на себя риск и нести ответственность за последствия.
Управленческий труд состоит из отдельных оболи, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).
Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:
1) по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и проч.);
2) по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);
3) по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);
4) по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
5) по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
6) по объектам (производство, финансы и проч.);
7) по формам и методам осуществления;
8) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
9) по характеру
преобразования информации (стереотипные,
выполняемые по алгоритму,
10) по содержанию:
• коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);
• распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование);
• контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);
• аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений);
• информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.
Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20—30 элементов.
Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.
Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.
Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.
Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.
У руководителей удельный вес творческих операций – 60 процентов, у специалистов – 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций – 20 процентов, остальные – технические.
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры.
Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.
Управленческие процедуры способствуют:
• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;
• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;
• принятию рещений там, где это наиболее целесообразно;
• экономии времени;
• ограничению вмешательства вышестоящих руководителей.
Чаще всего процедуры выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.
Но одновременно
с уменьшением произвола
4) Методы управления на предприятии
Методы управления
на предприятии - это способы воздействия
на отдельных работников и трудовой
коллектив в целом, необходимые
для достижения целей предприятия.
Поскольку методы управления направлены
на людей, то основу классификации этих
методов является внутреннее содержание
мотивов, которыми руководствуется человек
в процессе производственной деятельности.
По содержанию эти мотивы делятся на экономические,
социальные и принудительные. Соответственно
различают экономические, социально-психологические
и административно-правовые (организационные)
методы управления.
Экономические методы управления реализуют
материальные интересы участия человека
в производственных процессах путем использования
товарно-денежных отношений.
Социально-психологические методы управления
реализуют мотивы социального поведения
человека: материальное поощрение, содержательный
характер труда, возможности для проявления
инициативы, квалификационное роста и
т.д.
Административно-правовые (организационные)
методы управления реализуют мотивы принудительного
характера. их существование обусловлено
заинтересованностью в совместной организации
труда. Эти методы делятся на регламентирующие
(представление методической, инструктивной,
законодательной помощи работникам) и
распорядительные (распределение задач,
контроль за их выполнением, применении
при необходимости административных,
материальных и уголовно-правовых санкций).
Система управления предприятием состоит
из определенных элементов, структурированных
по вертикали и горизонтали в зависимости
от взаимоотношений и взаемопидпорядкованости
субъектов управленческого воздействия.
Созданная таким образом иерархическая
структура управления называется организационной.
Информация о работе Менеджмент персонала и его роль в управлении деятельности организации