Менеджмент персонала и его роль в управлении деятельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 14:33, лекция

Описание

Управление персоналом — область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации «качественным» персоналом (способным выполнять возложенные на него трудовые функции) и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения «управления персоналом» достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и «погашения» отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления (менеджмента) в концепции контроллинга.

Работа состоит из  1 файл

Тема №1.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

В зависимости от сложности и характера задач  он выполняется руководителями и  специалистами.

Административный  труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, контроль и координация деятельности подчиненных, их оценка, мотивация, проведение собраний и совещаний, прием посетителей, ведение деловых переговоров, ответы на письма и телефонные звонки, обход рабочих мест Важнейшим моментом административного труда является целевое управляющее воздействие.

По типу оно может  быть приказом, рекомендацией, советом, порицанием, похвалой и проч.

По форме воздействие  бывает непосредственным или опосредованным, явным или неявным, мягким или  жестким.

По способу передачи воздействия подразделяются на официальные  и неофициальные.

Неофициальное воздействие дополняет официальное. Сегодня оно считается более предпочтительным и многие ситуации разрешаются только на его основе.

Операторный труд направлен  на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой  информацией.

Он выполняет следующие функции:

• документационную (оформление, размножение, сортировкаихранение  документов);

• первично-счетную  и учетную (сбор статистической, бухгалтерской  и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации);

• вычислительную и  формально-логическую (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и  по заданному алгоритму необходимых  расчетов);

• коммуникативно-техническую (поддержание связи между субъектами).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических  исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому  для его характеристики иногда используют термин «нефизический труд».

В целом управленческий труд является сложным, что обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и многогранностью  решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, порой в условиях неопределенности, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать, брать на себя риск и  нести ответственность за последствия.

Управленческий труд состоит из отдельных оболи, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

1) по целевому  назначению (предвидение, активизация,  контроль и проч.);

2) по временному  горизонту (перспективные, тактические, оперативные);

3) по этапам (целеполагание,  анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);

4) по направленности (на решение внутренних или  внешних проблем);

5) по сферам (экономическая,  социальная, технологическая);

6) по объектам (производство, финансы и проч.);

7) по формам и  методам осуществления;

8) по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);

9) по характеру  преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);

10) по содержанию:

• коммуникационные (ведение переговоров, прием посетителей, обход организации, выезд в командировки);

• распорядительные и координационные (доведение до исполнителей принятых решений, постановка задач, инструктирование);

• контрольно-оценочные (проверка своевременности и качества выполнения заданий);

• аналитико-конструктивные (изучение информации и подготовка решений);

• информационно-технические (сбор, первичная обработка, хранение, выдача сведений) и т. д.

Каждая работа представляет собой самостоятельный комплекс управленческих операций (часть процесса, в рамках которого информация подвергается однократному изменению или перемещению). Таких операций может быть до 1000, а каждая из них содержать до 20—30 элементов.

Управленческие операции подразделяются на творческие, логические и технические.

Творческие являются наиболее сложными. Они предполагают такие действия, как абстрагирование, анализ, сравнение, синтез, прогнозирование, принятие решений.

Логические операции выполняются по заданному алгоритму (например, составление бухгалтерского баланса) и в отличие от первых регламентируются специальными документами. Они проще, но также требуют для выполнения специальной подготовки.

Технические операции (например, первичная обработка, хранение, получение информации), как и некоторые логические, могут быть полностью или частично механизированы.

У руководителей  удельный вес творческих операций – 60 процентов, у специалистов – 40 процентов. У технических исполнителей доля логических операций – 20 процентов, остальные – технические.

Документально зафиксированная  последовательность выполнения элементов  управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры.

Процедура должна отражать цель работы, производственные и информационные потоки, используемые и разрабатываемые документы, порядок их прохождения, содержание; быть минимально сложной и трудоемкой.

Управленческие процедуры  способствуют:

• рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

• равномерной загрузке, согласованности и единству действий персонала;

• принятию рещений  там, где это наиболее целесообразно;

• экономии времени;

• ограничению вмешательства  вышестоящих руководителей.

Чаще всего процедуры  выполняются по правилам, которые определяют то, что и как должно быть сделано в конкретной ситуации. Это защищает каждого участника управленческого процесса от давления извне, освобождает отличной зависимости.

Но одновременно с уменьшением произвола офаничивается свобода действий и растут бюрократические тенденции.

4) Методы управления  на предприятии

Методы управления на предприятии - это способы воздействия  на отдельных работников и трудовой коллектив в целом, необходимые  для достижения целей предприятия. Поскольку методы управления направлены на людей, то основу классификации этих методов является внутреннее содержание мотивов, которыми руководствуется человек в процессе производственной деятельности. По содержанию эти мотивы делятся на экономические, социальные и принудительные. Соответственно различают экономические, социально-психологические и административно-правовые (организационные) методы управления. 
Экономические методы управления реализуют материальные интересы участия человека в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений. 
Социально-психологические методы управления реализуют мотивы социального поведения человека: материальное поощрение, содержательный характер труда, возможности для проявления инициативы, квалификационное роста и т.д. 
Административно-правовые (организационные) методы управления реализуют мотивы принудительного характера. их существование обусловлено заинтересованностью в совместной организации труда. Эти методы делятся на регламентирующие (представление методической, инструктивной, законодательной помощи работникам) и распорядительные (распределение задач, контроль за их выполнением, применении при необходимости административных, материальных и уголовно-правовых санкций). 
 
Система управления предприятием состоит из определенных элементов, структурированных по вертикали и горизонтали в зависимости от взаимоотношений и взаемопидпорядкованости субъектов управленческого воздействия. Созданная таким образом иерархическая структура управления называется организационной.

Информация о работе Менеджмент персонала и его роль в управлении деятельности организации