Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 12:04, реферат
Во время перехода отечественной экономики от административно-командного к рыночному методу хозяйствования появилось новое понятие менеджмент. В настоящее время его используют как синоним понятия «управление». Они действительно являются родственными, однако имеются и некоторые отличия.
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Во время перехода отечественной экономики от административно-командного к рыночному методу хозяйствования появилось новое понятие ¾ менеджмент. В настоящее время его используют как синоним понятия «управление». Они действительно являются родственными, однако имеются и некоторые отличия.
Термин «менеджмент» (от лат. manus ¾ рука) первоначально использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже он был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. «Словарь иностранных слов» определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают менеджмент как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административную единицу.
Таким образом, содержание понятия «менеджмент» многоаспектно. Его можно рассматривать с различных точек зрения.
1. Менеджмент как функция. Выделение менеджмента в отдельную функцию связано с промышленной революцией и зарождением капитализма. В это время происходит отделение управленческого труда от непосредственной работы, а также отделение его от собственности и зарождение класса профессиональных управляющих ¾ менеджеров. Менеджмент как функция связан с выполнением определенных управленческих действий ¾ функций. Согласно А. Файолю, выделяют пять таких функций. Он считал, что управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
2. Менеджмент как процесс. В этом аспекте он рассматривается в виде серии непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. Следовательно, менеджмент предстает как динамично развивающееся явление в целях решения задач организации и эффективного удовлетворения нужд потребителей.
3. Менеджмент ¾ это люди, управляющие организацией, т. е. определенная категория людей ¾ профессиональных управляющих. Менеджмент, как универсальная деятельность менеджера, в различной степени обособлен от других видов работ в организации. Однако отделение управленцев от других работников не является постоянным и неизменным. В исследованиях значительное внимание уделяется необходимости устранения некоторых аспектов иерархии менеджмента. Некоторые ученые придерживаются точки зрения о том, что обособление функции управления ¾ неизбежное следствие роста крупных организаций. В то же время, по мнению А. Файоля, менеджмент является деятельностью, распределенной между всеми сотрудниками фирмы. Поэтому наиболее универсальным является следующее определение. Менеджер ¾ это индивид, выполняющий работу с помощью других людей.
4. Менеджмент ¾ это аппарат управления. Он является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента. Аппарат управления придает организации целостность, позволяет устанавливать взаимосвязи между ее отдельными структурными элементами, координировать соответствующим образом их деятельность и эффективно достигать поставленных целей.
5. Менеджмент как наука и искусство управления. Выделение менеджмента в самостоятельную область деятельности произошло только в конце XIX в. Он имеет свой специфический предмет, методологию, методы и подходы к изучению и решению проблем. В начале XX в. были сформулированы и апробированы основные концепции менеджмента как науки. В их числе: научное и административное управление, управление с позиции человеческих отношений и с позиции поведенческих наук, а также количественный подход.
Понимание менеджмента как искусства связано с тем, что организации ¾ это сложные социально-технические системы, которые испытывают на себе влияние многочисленных (а часто малопредсказуемых) факторов внешней и внутренней среды. Это требует от людей, основу деятельности которых составляет решение управленческих задач, не только научного подхода, но и искусства его применения в различных ситуациях.
Таким образом, управление по сравнению с менеджментом более широкое понятие, так как может быть использовано в отношении биологических и технических систем. Менеджмент ¾ это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. В соответствии с Международными стандартами ISO 9000 : 2000 менеджмент понимается как скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.
Требуемые для эффективного управления организацией навыки и умения необходимы не только профессиональной группе людей, которых называют менеджерами. Каждый индивид управляет собственной жизнью, и в этом смысле все являются менеджерами. К. Хэйлс проводит четкое различие между менеджментом как всеобщей человеческой деятельностью и управлением как работой представителей особой группы профессионалов. Менеджмент в качестве общечеловеческой деятельности распространяется на семейную, общественную и деловую сферы.
Когда индивид начинает управлять своей работой, он принимает на себя ответственность за ее цель, исполнение и результат, что требует от него высшего напряжения всех способностей и использования прошлого опыта как в смысле перспективы (по отношению к тому, что произойдет), рефлексии (что происходит), так и ретроспективы (что произошло). Таким образом, менеджмент ¾ это выражение человеческой силы, возможность активно формировать и управлять миром, а не просто реакция на его проявления.
К. Хэйлс считает, что всеобщий человеческий процесс включает в себя пять отдельных, но взаимосвязанных элементов: 1) решение о постановке цели и планирование деятельности по ее достижению; 2) распределение времени и действий, необходимых для решения задачи; 3) мотивация или побуждение к действиям; 4) координация отдельных, но взаимосвязанных действий и 5) контроль сделанного, чтобы убедиться в соответствии результатов намеченным планам. Согласно К. Хэйлсу, менеджмент ¾ обязательный компонент большинства видов производственной деятельности человека.
Исторически труд (крестьянский, ремесленный) носил индивидуальный либо семейный характер. Субъекты производства самостоятельно контролировали свое время и другие ресурсы, используемые при производстве товаров или предоставлении услуг. Они решали, что именно производить, как организовать процесс производства, как или когда будет реализована продукция. Процесс производства товаров и услуг предполагал и обусловливал переплетение, неразрывность менеджмента и труда. Именно так до настоящего времени осуществляется множество видов деятельности. Творческие работники, профессионалы, занимающиеся частной практикой, или индивидуальные частные предприниматели совмещают в одном лице оба вида деятельности ¾ управление и труд. Каждый человек, работая в домашнем хозяйстве или добровольно выполняя различные функции, является и менеджером, и работником.
Менеджмент как всеобщая человеческая деятельность предполагает принятие индивидом ответственности за свою работу и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.1
Определяющей парадигмой менеджмента ХХ в. была вера в равновесие, в то, что во всем возможны устойчивость и целесообразность, она базируется на восприятии, далеком от равновесных представлений. Отсутствие равновесия означает, что в изменяющемся мире ничто не является устойчивым. Новая парадигма предполагает поиск приемлемого состояния социального объекта в процессе непрерывных изменений (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Изменение управленческой парадигмы
Под
влиянием изменений в окружающем
мире произошла гуманизация
В настоящее время вперед вырвался менеджмент знаний, обладающий большим потенциалом: огромные ресурсы управления скрываются в неиспользованных человеческих возможностях, которые раскрываются при обучении управлению. Знания стали производительной силой, что принципиально изменяет содержание парадигмы управления в сторону усложнения отношений и одновременного упрощения методов за счет освоения социальных и управленческих технологий.
Дальнейшее
повышение степени
Информация о работе Менеджмент в системе понятий рыночной экономики