Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 16:30, курсовая работа
Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микро- и макросреду
Выбирается базовая стратегия предприятия (дискуссия) — корреляционный SWOT-анализ.
Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится построением матриц корреляционного SWOT-анализа (приложение 4).
После
проведения стратегического анализа
собственными силами можно более четко
представлять себе преимущества и недостатки
собственного предприятия, а также ситуацию
на рынке. Это позволит выбрать оптимальный
путь развития, избежать опасностей и
максимально эффективно использовать
имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь
предоставленными рынком возможностями.
При этом отпадает необходимость в использовании
мощных дорогостоящих систем “количественного”
анализа и привлечении не менее дорогих
экспертов (консультантов), которые, хуже
зная специфику конкретного рынка и конкретного
предприятия, могут в условиях ограничений
по времени и неполной информации навязать
неоптимальное решение. Причем, зачастую
при привлечении консалтинговых компаний
результаты стратегического анализа “подтасовываются”
под гениальную интуицию заказчика (собственника),
которому всегда приятно услышать (а значит,
и заплатить за это деньги) то, что он хочет
слышать[33, с. 59].
2.2.
PEST – анализ, профиль
среды и метод взвешивания
каждого фактора
PEST-анализ
представляет собой анализ
При этом PEST-анализ в структуре внешней среды выделяет макросреду (правительство, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, акционеры). Однако традиционно PEST-анализ не включает в себя анализ микросреды[15, с. 64].
Следует учитывать, что число факторов макросреды достаточно велико, поэтому рекомендуется ограничиться рассмотрением четырех узловых направлений, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность организации. PEST-анализ выделяет четыре стратегические сферы – политическая (P), экономическая (E), социальная (или социокультурная) (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализ. Также встречается наименование СТЭП анализ – это тот же самый вид анализа, только с другим названием. Необходимо проанализировать состояние этой стратегической сферы и дать прогноз развития факторов, указанных ниже в матрице[15, с. 65].
Факторы в PEST-анализе
В рамках PEST-анализа политические факторы следует изучить в первую очередь, так как центральная власть регулирует механизм обращения денег и другие вопросы, связанные с получением необходимых ресурсов. Анализ экономических факторов позволит понять механизм распределения государством основных экономических ресурсов. Социальные факторы связаны с формированием потребительских предпочтений и возможного спроса. Технологические факторы также весьма важны, так как при быстрых технологических изменениях возникает угроза потери рынка. Поэтому современному бизнесу весьма необходима широкая информированность о развитии науки и технологий. PEST-анализ должен охватывать все 4 группы факторов.
PEST-анализ - политико-правовые факторы
Политико-правовые
факторы: правительственная
PEST-анализ - экономические факторы
Экономические факторы: тенденции изменения валового национального продукта; стадия делового цикла; процентная ставка и курс иностранной валюты; количество денег в обращении; уровень инфляции; уровень безработицы; контроль цен и заработной платы; изменение фактического личного дохода; цены на энергоресурсы; инвестиционная политика.
PEST-анализ - социокультурные факторы
Социокультурные
факторы: изменение предпочтений потребителей;
демографическая структура
PEST-анализ - технологические факторы
Технологические факторы: тенденции развития НИОКР и затраты на НИОКР из разных источников; защита интеллектуальной собственности; государственная политика в области НТП; появление новых технологий; новые продукты (скорость обновления, источники идей), новые патенты.
PEST-анализ - технологические изменения
Технологические изменения в PEST-анализе включаются в состав технологических факторов и являются самыми стремительными, и самыми важными по масштабу последствий. Технологические изменения включают в себя научные открытия, воздействие разработок в других областях на продукцию фирмы, усовершенствования в техническом оборудовании и процессах производства, автоматизацию и способы обработки информации[9, с. 49].
Принцип PEST-анализа
PEST-анализ
не заключается в простом
PEST-анализ
внешней среды – это
Для осуществления PEST-анализа каждая конкретная организация должна иметь подробный перечень ключевых факторов внешней среды, которые оказывают заметное влияние на бизнес организации, содержат потенциальные угрозы или новые возможности для развития организации. Самые доступные источники информации для PEST-анализа – это СМИ.
Основной принцип PEST-анализа обусловлен динамическим характером внешней среды. Каждое изменение отдельного фактора может оказать определенное влияние на предприятие. PEST-анализ позволяет отследить такие изменения, чтобы предприятие смогло адекватно на них отреагировать[9, с. 52].
Метод PEST-анализа
PEST-анализ использует различные методы: прогнозирование тенденций, сценарный анализ, имитационное моделирование, факторный анализ, экспертные методы. Применение этих методов оправдано, если есть надежная информационная база.
PEST-анализ
начинается с заполнения
Основой PEST-анализа является сбор информации о событиях происходящих в макросреде.
Ситуационный PEST-анализ
Многие
фирмы периодически проводят ситуационный
PEST-анализ, целью которого является
определение взаимоотношений
Рынки. На каких рынках действует ваша фирма? Какие из них являются для нее основными? Каковы основные сегменты этих рынков? Каковы емкости каждого сегмента в настоящее время и в перспективе?
Конкуренты. Кого можно считать основными конкурентами? Какова их численность, мощь, стратегия и методы ведения конкурентной борьбы? Какую долю рынка они занимают и смогут занять в перспективе? Возможно ли сотрудничество с ними?
Цены. Насколько цены соответствуют издержкам, спросу, конкурентоспособности товара? Какова вероятная реакция потребителей на повышение или понижение цен? Используется ли политика цен стимулирующих увеличение продаж?
Поставщики. Кто основные поставщики в отрасли? Можно ли считать их перспективными партнерами? Имеются ли альтернативные партнеры и что необходимо сделать для укрепления отношений с ними? Каков прогноз изменения цен на продукцию поставщиков и как изменение цен отразится на экономике фирмы? Какие меры в связи с этим можно принять?
Эта группа вопросов позволяет сформировать данные по экономическим факторам PEST-анализа.
Потребители. Принадлежат ли они к каким-то отраслям, или это индивидуальные покупатели? Их отношение к вашей фирме? Что влияет на их решения об объеме потребления продукции вашей фирмы? Какие есть у вас возможности влиять на изменение этих решений?
Имидж фирмы. Как рекламируется фирма и ее продукция? Сколько средств выделяется на рекламу? Имеет ли фирма отличительные особенности при оформлении рекламных материалов? Достаточно часто ли привлекается пресса, телевидение и другие источники массовой информации для популяризации успехов и замыслов фирмы?
Ответы на эти вопросы формируют группу социальных факторов PEST-анализа.
Товарная продукция. Какова основная продукция фирм отрасли? Какова конкурентоспособность каждого вида продукции? Следует расширять, сокращать производство, или менять ассортимент выпускаемой продукции?
Эта группа относится к технологическим факторам PEST-анализа.
Конъюнктура. Как складывается политическая конъюнктура. Какие тенденции преобладают? В какой мере эти тенденции будут угрожать или благоприятствовать нашей фирме? Может ли фирма влиять на негативные тенденции, и что для этого конкретно надо предпринять?
Ответы на эти вопросы составляют совокупность политико-правовых факторов PEST-анализа.
Таким образом, эти вопросы позволяют получить данные по всем четырем группам факторов PEST-анализа.
Фактически,
использование ситуационного PEST-анализа
позволяет учесть факторы микросреды.
В этом случае он дополняет традиционный
PEST-анализ.
Информация о работе Методы анализа стратегических факторов внешней среды организации