Методы научных исседований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание

Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например, Г. Пирьов, разделил "методы" на:
­ собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
­ методические приемы;
­ методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Не экспериментальные психологические методы……………………………2
1.1 наблюдение……………………………………………………………………2
1.2 анкетирование…………………………………………………………………4
1.3 беседа…………………………………………………………………………..5
2 Диагностические методы…………………………………………………….....6
2.1 тест (различные виды тестов)……………………………………………….6
3 экспериментальные методы……………………………………………………7
3.1 естественный метод…………………………………………………………..7
3.2 моделирующий метод………………………………………………………...8
3.3. лабораторный метод………………………………………………………….8
Библиографический список………………………………………………………9

Работа состоит из  1 файл

Методы психологических исследований.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

Методы  психологических  исследований

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Не экспериментальные психологические методы……………………………2

1.1 наблюдение……………………………………………………………………2

1.2 анкетирование…………………………………………………………………4

1.3 беседа…………………………………………………………………………..5

2 Диагностические методы…………………………………………………….....6

2.1 тест   (различные виды тестов)……………………………………………….6

3 экспериментальные методы……………………………………………………7

3.1 естественный метод…………………………………………………………..7

3.2 моделирующий метод………………………………………………………...8

3.3. лабораторный метод………………………………………………………….8

Библиографический список………………………………………………………9 
 
 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Существует  несколько взглядов на классификацию  методов психологического исследования. Например, Г. Пирьов, разделил "методы" на:

  • собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
  • методические приемы;
  • методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

   Сергей  Леонидович Рубинштейн (1889-1960) в "Основах общей психологии" качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Первое подразделялось на "внешнее" и "внутреннее" (самонаблюдение), эксперимент - лабораторный, естественный и психолого-педагогический и вспомогательный метод - физиологический эсперимент.

   1 Не экспериментальные психологические методы

   1.1 Наблюдение

   Наблюдение  является одним из наиболее часто  используемых в психологии исследовательских методов.

   Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является тарейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической и социальной психологии.

   Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

   1. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

   2. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме эксперимента.

   Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

   Во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения.

   Наблюдение  может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. 

   Фиксация  результатов наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач.

   Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним.

   Цель  наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.

   Вильгельм Гумбольт (1767-1835), Иван Петрович Павлов (1849-1936), Конрад Лоренц (1903), и многие другие считали метод наблюдения главным источником научных фактов.

   1.2 Анкетирование 

   Анкетирование, как и наблюдение, является одним  из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые используются при составлении анкет.

   Существуют  три основных типа анкет, применяемых  в психологии.

   1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу,

   или хотите остаться ребенком и почему?";

   2. Анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия","география", "физика" и т.д.

   3. Анкеты - шкалы. Пи ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не

   просто  выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную

   шкалу ответов:

   5 – уверен, да;

   4 - больше да, чем нет;

   3 - не уверен, не знаю;

   2 - больше нет, чем да;

   1 - уверен, нет.

   Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений.

   Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

   Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

   1.3 Беседа

   Беседа - специфичный для психологии метод  исследования человеческого поведения. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии.

   Беседа  включается как дополнительный метод  в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе -в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

   магнитофоном.

   Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

   2 Диагностические методы.

   К диагностическим исследовательским  методам относятся различные  тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

   2.1 Тест

   Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого.

   Использование определенных и конкретных тестов в  психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования.

   Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов.

   Основным  недостатком большинства диагностических  методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто

   приводит  к актуализации у испытуемых неконтролируемых мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента.

   Достоинство диагностических методов (наряду с  точностью и портативностью) состоит в очень широком спектре исследовательских задач,

   которые могут решаться с помощью данных методов.

   Итак, отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

   3 Экспериментальные  методы

   В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

    • естественный (полевой) эксперимент;
    • моделирующий эксперимент;
    • лабораторный эксперимент.

   3.1 Естественный эксперимент

   1. Естественный эксперимент наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам.

   Условия используемые при проведении естественного  эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь. Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Информация о работе Методы научных исседований