Методы управления организацией: понятие, сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 02:31, контрольная работа

Описание

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии. Направленность методов управления всегда одна и та же
- они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности
- на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).

Содержание

Введение
Методы управления организацией: понятие, сущность
Организационно-распорядительные методы управления и их классификация
Организационные методы
Распорядительные методы
Задача
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия.

Эти документы  обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой  применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов  управления, и высокая трудовая и  исполнительская дисциплина, значительно  снижается надобность в применении распорядительных воздействий.

Это методы прямого  воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

- организационное  проектирование,

- регламентирование,

- нормирование.

При этом не указываются  конкретные лица и конкретные даты исполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей  частью к конкретным ситуациям.

Обычно распорядительные методы основываются на организационных методах.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов; представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего  распорядка, нормативов времени и т. п.

Они наиболее актуальны  при создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет  зависеть от эффективности осуществления распорядительных методов.

Организационное нормирование включает нормы и нормативы  расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм. Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.8

Административно командная  система управления, раскрывает 4 основных принципа:

  1. Решения, касающиеся нижестоящих звеньев принимаются выше стоящими органами управления, причем следующая ступень иерархии считается более компетентной по всем вопросам и полнее выражающей общенародные интересы.
  2. Эти решения принимаются в виде команд, обязательных заданий, центрально планируемых показателей, не подлежащих изменению нижестоящим звеном в сторону уменьшения, а так же инструкцией о разрешенных способах выполнения этих задач.
  3. Основным содержанием управления признается контроль за строгим соблюдением заданий и стимулирование перевыполнения плана.
  4. Экономическое поведение всех нижестоящих звеньев в идеале ожидается одинаковым и по возможности унифицируется с помощью типовых организационных структур, штатов, единых систем оплаты труда и премирования. Причем, размер оплаты зависит от места занимаемого в системе и определяется централизованно.

 

2.2. Распорядительные методы управления

 

Распорядительное  воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством:

  • приказов,
  • распоряжений,
  • постановлений,
  • указаний,
  • инструктажей,
  • команды,
  • рекомендации и др.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Методы распорядительного  воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой  текущее распорядительство. Оно  направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления.

Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы  и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители  и сроки выполнения.

Приказ –  является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  является. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Распоряжение  выступает в качестве второго  основного вида распорядительного  воздействия. Оно обязательно для  исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и  инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений "руководитель-подчинённый".

Инструктирование  и координация работы — это  методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление — метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается, аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарная  ответственность и взыскания  применяются в случае нарушения  трудового законодательства, когда  имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;

б) противоправные действия или бездействие работника;

в) нарушение  правовых норм по вине работника.

Дисциплинарные  взыскания налагаются руководителем  предприятия, а также другими  должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий. 9

За проступки  в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания или уволен.

 

Заключение

 

Реализация  функций и принципов управления осуществляется путем применения различных  методов.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

В практике управления, как правило, одновременно применяют  различные методы и их сочетания. Все методы управления органически  дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии.

Оплата труда  является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем  стоимости рабочей силы.

Дополнительная  заработная плата позволяет учесть сложность и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др.

В целях большей  активизации труда работников предприятия  можно предположить ряд дополнительных мер. На предприятии следует повышать значение нематериальных стимулов к труду. Например: можно на производственных совещаниях оценивать профессионализм работника путем вынесения благодарности; осуществлять чествование сотрудника в связи с днем рождения или иным значимым событием; так же вручать памятные подарки, чаще применять меры морального стимулирования публично.

Надо отметить, что при названных мерах морального стимулирования следует хорошо знать  индивидуально-психологические и  моральные характеристики людей, владеть  технологией ритуала. Правильное применение материальных и моральных стимулов, усиливает интерес работников к качественному производству продукции, способствует повышению конкурентоспособности предприятия, занятию им прочных позиций на внутреннем рынке, успешному развитию своей производственно-коммерческой деятельности.

Основными чертами первого  этапа становления рыночной экономики  в России, а также и в ПМР  являются: приватизация; формирование предпринимательских структур малого бизнеса; формирование многоукладной  экономики; отказ от одномерного мышления и переход к многомерному системному мышлению; создание цивилизованной системы менеджмента.

На этом этапе ощущается  большой дефицит знаний и опыта  для внедрения базовых научных  методов активизации деятельности рыночных субъектов. Эти методы базируются на принципах экономической свободы и жесткой ответственности, самоорганизации и самоуправления.

Современный эффективный  менеджер должен уделять огромное внимание человеческим ресурсам, о которых  руководители вспоминают в самый последний момент или не вспоминают вовсе. Применение разнообразных способов вознаграждения и налаживание эффективных коммуникаций с сотрудниками могут принести гораздо больший эффект, чем это может показаться на первый взгляд. Профессионально применяя на практике рассмотренные в данной работе процессы и методы управления организацией, постоянно повышая уровень управленческой культуры, стремясь к самоутверждению, а не к самопрезентации, увеличивая число стратегий мышления и вкладывая средства в персонал и идеи, менеджер, как и его деятельность, становятся действительно эффективными. Всё это, вместе взятое, принесёт рост и процветание его фирме.

В заключение можно сказать, что именно на управленцах, менеджерах и лежит задача чтобы сделать  все возможное для создания лучшего варианта будущего в управлении предприятием. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но эта информация должна стать путеводной для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях экономической перестройки, кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Сребник Б.В. Экономика предприятия: Учеб. для вузов по спец. «Финансы и кредит».- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2000.
  2. Соловьев Б.А., Алькевич Л.А., Андросов В.И. и др. Экономика предприятия: Учебник для торг. Вузов / Рук. авт. Коллектива Б.А, Соловьев. - М.: Экономика, 2000.
  3. Гребнев А.И., Баженов Ю.К., Габриэлян О.А. и др. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Рук. авт. кол. А.И. Гребнев. - М.: РУП «Издательство «Экономика». 2002.
  4. Егоршин А.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 1997 г.
  5. Гончаров В.В. «В поисках совершенства управления», М., 1996 г.
  6. Старобинский Э.К. «Основы менеджмента на коммерческой фирме», М., 1994 г.
  7. Грачёв М.В. «Суперкадры: Управление персоналом в международной корпорации», М., 1993 г.
  8. Армстронг М. Основы менеджмента. М., 1998.
  9. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.
  10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1998.
  11. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  12. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007

Информация о работе Методы управления организацией: понятие, сущность