Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 23:08, доклад
Современное состояние дел в сфере федеративного строительства (не только в России) можно охарактеризовать как подверженное глобальной этнизации общественных отношений. Налицо одно из основных противоречий современного мира - противоречие между стремлениями к общечеловеческой интеграции и национальному обособлению, между этнизацией общественных отношений и необходимостью ориентации на общечеловеческие ценности, между соблюдением прав человека и незыблемостью суверенитета (государственного или национального). В настоящее время является распространенной точка зрения, что «нация-народ» обладает «полным суверенитетом» и поэтому свободно приобретать для себя столько прав, сколько сможет.
Прежде чем рассматривать претензии конкретного народа на самоопределение и создание собственного государства, необходимо установить, имеет ли он основания быть неудовлетворенным или обеспокоенным своим положением в государстве, от которого хочет отделиться.11 Иначе говоря, подвергается ли этот народ дискриминации по этническому, религиозному или политическому признакам, грозит ли ему геноцид и т.д.12
Международное право не содержит норм, которые ограничивали бы суверенное право любого государства признавать другое государство, возникшее в результате самоопределения. Не содержит оно и норм, препятствующих признанию нового государственного образования в случае, если последнее отделяется от другого государства невзирая на его несогласие. А вот любое вмешательство одного государства в процесс самоопределения в другой стране, тем более оккупация или приобретение (полностью либо частично) самоопределяющейся территории, является, как уже говорилось выше, несомненным нарушением международного права.13
Следует согласиться с Л.А. Моджорян14, которая придерживаются концепции, что нации, борющиеся за независимость, иными словами, за создание собственного государства, наравне с государствами, также являются основными субъектами международного права; с Д.И. Фельдманом, который считает, что критерием признания их таковыми является формирование государственной политической организации нации.15
Такая организация основана на национальном суверенитете, воплощает суверенную волю нации и предшествует национальному государству. Международная правосубъектность нации предполагает способность нации самостоятельно выполнять определенные обязанности, вытекающие из демократических принципов и норм современного международного права.
Обязанности нации как субъекта во многом однотипные с обязанностями государства.
Равноправие государства и борющейся нации так или иначе говоря, равенство их международной правосубъектности состоит в следующем:
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие
Высшее проявление самоопределения – образование нового самостоятельного государства, то есть особой социальной общности людей, которая функционирует на отдельной территории и контролируется независимыми властями. Рано или поздно, борющееся нация должна создать свое государство. А ведь иначе, для чего она ведет борьбу?
С учетом сказанного, очевидно отсутствие как единой для всех процедуры признания, так и кодифицированных критериев соответствия нового государственного образования статусу суверенного государства.
Для того чтобы адекватно отреагировать на угрозы и вызовы, которые несет нынешний этап переформирования системы государств, предлагаю разработать и внедрить, во-первых, единый для всех критерий признания новых государств, а во-вторых, правовые механизмы их применения, так как любой непризнанный народ, ущемлен в своих международных правах и в тоже время свободен от обязательств перед международным сообществом и даже от формальной ответственности за свою политику.
Современное международное право признает определенные права и за народами, еще не имеющими своей государственности, и за теми из них, которые ее создают. Право на неприкосновенность территории — одно из них. Оно может реализоваться или в международном плане, или во внутригосударственном, если нация или народ входят в состав многонационального государства. Принцип неприкосновенности государственной и национальной территории вовсе не исключают возможности мирных территориальных изменений. Современное международное право исходит не только из возможности, но в отдельных случаях считает даже необходимыми территориальные изменения при условии соблюдения других основных принципов международного права. Необходимо выделить такую теоретическую модель реализации права народов на свою государственность, при сохранении целостности государственной территории, как выработку концепции новых доктринальных принципов в сфере соотношения государственности и прав народов применительно к национальным республикам внутри многонациональных государств.
Перед юристами-международниками,
политиками и общественными деятелями
стоят вопросы регулирования
межнациональных и
И в заключении на наш
взгляд следует подчеркнуть особое
значение соблюдения принципа самоопределения
народов для сохранения мира и
мирного сосуществования
ПРИМЕЧАНИЯ:
1А. Я. Йонгман, А. П. Шмид. Этнос и политика. Хрестоматия под ред. А. Празаускаса. М.2004. С. 125.
2Старушенко Г.Б. Самоопределение как правовая основа предотвращения конфликтов и защиты прав человека \\ Право народов на самоопределение. Идея и воплощение. Сборник статей 1997.
3 Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М 2005. С.106.
4 Возможные пути и средства мирного и конструктивного решения проблем, связанных с меньшинствами // Второй доклад о проделанной работе, представленный г-ном Асбьерном Эйде., Док ООН E/CN.4/Sib.2/1992/37 цитируется по Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация), Московский журнал международного права, № 4, 1996. Ст. 15.
5 См. Бурмистрова Т.Ю. Теория социалистической нации. Ленинград, 1970, С. 3.; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. Москва, 1972, С. 29.; Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. Москва, 1988, С. 49.
6 Зубов А., Салмин А. От конфликта к консенсусу // Перестройка и национальные проблемы. 1989. С. 32. 7Данная позиция могла бы быть применена к признанию Южной Осети, где квалификационное большинство избирателей по результатам проведенных двух референдумов 1992 и 2006 годов, высказывалось за независимость Южной Осетии. Проведение референдума зафиксировано в Конституции республики // См. Конституционный закон Республики Южная Осетия "О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ" Президент имеет конституционное право выносить на суд народа самые важные государственные вопросы. Учет мнения и волеизъявления народа - основополагающий момент, который должен учитываться мировым сообществом.
8 Кочарян, В. В.Национальные меньшинства и их защита в международном праве //Правоведение. -1995. № 2 С. 29 – 44 .
9 Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право//Россия в глобальной политике". №1 2007.С.35.
10Кундадзе Г. Лигитимность против правосубъектности // Новое время. №38. 2004. С. 23.
11 См. там же.
12 См. Документ «Обращение Парламента Северной Осетии в Госдуму РФ с просьбой признать геноцид осетинского народа в Грузии». 28.10.2006 г. http://parlament.osetia.ru
13 Вельяминов Г.М. Признание «непризнанных» и международное право//Россия в глобальной политике. №1. 2007. С.35.
14 Моджорян Л.А. Субъекты международного права. Госюриздат. М. 1958.С.7.
15 Фельдман Д.И. Международная правосубъектность. Юридическая литература. М.: 1971.С. 9.