Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:25, контрольная работа
Международный менеджмент – особый вид менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран.
2
Кафедра менеджмента
Международный менеджмент
Реферат
по дисциплине «Общий и таможенный менеджмент»
Международный менеджмент – особый вид менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран. [1]А в более широком смысле можно сказать о том, что международный менеджмент – это управление различными аспектами международной деятельности многонациональных компаний.
Американский исследователь Робинсон выделил 4 стадии развития международного менеджмента под влиянием международного бизнеса:
1. Коммерческая эра (1500-1850 гг.). В этот период впервые в истории был налажен обмен товарами во всемирном масштабе, в то время как в прежние времена такого рода обмен носил сугубо региональный характер. Поскольку в эти годы появляются первые международные компании, возникают и первые проблемы их эффективного функционирования. Главная задача менеджмента в этот период - это эффективное управление в условиях бурного экстенсивного роста. Управленческие проблемы решались тогда на уровне интуиции отдельных руководителей.
2. Эра экспансии (1850-1914 гг.). В этот период идет окончательное оформление колониальных империй на фоне бурного развития европейских стран, вызванного промышленной революцией начала и последующими достижениями технологического развития. Именно эти достижения и массовое индустриальное производство повернули развитые страны к более выгодным и экономически перспективным сферам зарубежного бизнеса. Значительную часть своих конкурентных преимуществ развитые европейские страны, и в первую очередь Англия и Франция, черпали именно в дешевом сырье, производимом в их колониях. Именно в это время международный бизнес уже обозначил все главные мотивы своего существования и развития, сохранившиеся и до наших дней: использование более эффективных ресурсов (сырьевых, природных, энергетических); расширение рынков сбыта; использование выгодных возможностей местного законодательства.
3. Эра концессий (1914-1945 гг.). Основными чертами эры концессий являлись следующие: закрепление колониальных территорий за ведущими монополиями; главной формой взаимодействия монополий и колоний являются концессии, согласно которой компании получают особые права на конкретной территории; развитие трудовых ресурсов колонии (повышение квалификации рядовых работников, появление местных менеджеров); интенсивное развитие инфраструктуры колониальных стран (строительство железных дорог, аэропортов, канализаций); появление научных исследований; создание местных политических партий. Главный вопрос эпохи - как эффективно управлять местными управленцами, чтобы они хорошо руководили местными подчиненными.
4. В эре национальных государств (1945-1970 гг.) выделяются два главных направления развития международного бизнеса. Становление и бурное развитие десятков новых национальных государств дало мощный толчок развитию международного бизнеса, сделав его сферой весь мир. Международный бизнес вышел на новый уровень развития, следовательно появилась необходимость в качественно новой системе управления.
5. Эра глобализации (начиная с 70-х годов ХХ века). Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Основными чертами эпохи глобализации являются: возникновение и развитие системы мирового хозяйствования; качественный скачок в развитии коммуникаций (транспорт, связь); функционирование мировой финансовой системы; глобализация рынка труда; развитие информационных технологий. Международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса.[2]
Можно сделать вывод о том, что задачи менеджмента и управленческие технологии меняются вместе с изменением условий международного бизнеса.
Международный менеджмент базируется на общих принципах:
1. создание и реализация конкурентных преимуществ;
2. формирование целевого рынка и создание новых рыночных возможностей;
3. сочетание различных моделей менеджмента в зависимости от соотношения глобальных и локальных условий их применения;
4. решение локальных проблем на уровне глобальных;
5. согласование экономических интересов через системные отношения экономического международного сотрудничества;
6. согласование идеологических интересов через системные отношения политического международного сотрудничества.
Структура международного менеджмента схожа со структурой национального менеджмента и включает в себя пять основных разделов:
1. исследование, анализ и оценка внешней и внутренней среды организации. Базовыми составляющими такого анализа являются несколько элементы: анализ внешней экономической, политической, правовой и культурной сред.
2. процессы взаимодействия и принятия решения. Особенности коммуникаций в значительной мере определяют национальную специфику принятия решений.
3. основные функции управления (стратегическое планирование и реализацию стратегий, построение организации, мотивацию, контроль и координацию);
4. вопросы руководства;
5. вопросы эффективности деятельности фирмы, включающие управление персоналом и производством.
Следует учитывать, что каждая из структурных частей имеет свои отличии от национальной модели менеджмента. Управлении бизнесом в нескольких иностранных государствах требует анализа внешней и внутренний среды. То есть необходимо учитывать конкурентные преимущества той или иной страны: тип экономики, политику, правовые особенности и некоторые другие аспекты, помогающие фирме решать ее основные задачи. Также одну из ключевых ролей играет знание и понимание культуры государства и особенностей поведения ее населения.
Основная задача международного менеджмента заключается в углубленном анализе и оценке культурного фона в каждой стране пребывания и использования его возможностей при разработке стратегических, тактических и оперативных решений по функционированию и развитию фирмы как в данной стране, так и в целом. Он помогает сбалансировать интересы разного уровня в сфере бизнеса, с учетом национальных и интернациональных особенностей и ограничений.
Компания с помощью международного менеджмента соединяет международные и государственные культуры и знания, создает определенные условия, выгодные для компании, и, таким образом, навязывает свое видение проблем и путей их решения. Таким образом фирма может создать в определенной стране свой эффективный рынок — то есть от учета культурных особенностей до активного формирования благоприятной деловой среды путем использования местных культурных особенностей в нужных направлениях.
Современное содержание международного менеджмента формируется под влиянием развития информационных технологий. Через глобальное информационное пространство любая фирма может выйти на внешние рынки, выстроить виртуальную сетевую структуру или принять участие в существующих. Коммуникационная деятельность компаний становится очень динамичной. Международный менеджмент - результат трансформации в глобальную управленческую культуру национальных управленческих культур на основе того общего, что имеется между ними.
Основное направление развития международного заключается в освоении мирового опыта с тем, чтобы активно и эффективно входить в мировую экономику и бизнес. Для этого необходимо создавать интеллектуальный потенциал, который бы соответствовал мировым стандартам.
[1] Международный менеджмент. Учебник для вузов. Под ред.: Пивоварова С.Э., изд.2-е, испр.и доп., изд.дом «Питер», 2001.
[2] М.З.Эпштейн. Сравнительный менеджмент. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003