Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:58, реферат
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления.
Роль миссии в стратегическом управлении
Цели организации и их классификация
1. Роль миссии в стратегическом управлении
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, имеющий большое значение в условиях рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления.
Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и действующие самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие всю полноту ответственности за результаты.
Целевая функция начинается с установления миссии – общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сегодня вступившие в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
Наукой менеджмента не выработаны
какие-либо универсальные правила,
применяемые при формулировании
миссии. Поэтому существует множество
самых разнообразных подходов к
определению миссии и к ее содержанию,
отражающих оценку роли и значения
организации, в первую очередь, со стороны
принимающих решения
Миссия не должна зависеть
от текущего состояния
Прежде чем разрабатывать
Таблица 1 – Примеры формулировок миссии
Организация |
Миссия |
Коммерческий банк |
Содействие становлению и |
Ювелирно-художественная фирма |
Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком. |
Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро |
Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
Компания, производящая оборудование для офисов |
Наша цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда |
Инвестиционная компания |
Мы готовы инвестировать капитал
в любую область, работающую прибыльно
и имеющую потенциал |
С теоретической точки зрения, данные задачи кажутся абсолютно простыми и доступными любому менеджеру низшего звена, но если обратиться к практике функционирования компаний на российском рынке, то можно увидеть, что даже топ-менеджеры не всегда понимают значение миссии для стратегического управления организацией.
Для того чтобы определить бизнес, необходимо ответить на вопрос: “Что, у кого и как мы удовлетворяем?”
Миссия предприятия –
Рисунок 1 – Формулировка миссии организации
Миссия формулирует и
Миссия может быть эффективна лишь тогда, когда:
Миссия организации, означает попытку
ответить на вопрос, в чем состоит
конечный смысл деятельности организации.
Она обычно довольно широка по масштабу
и зачастую выглядит как описание
долгосрочных перспектив организации.
Разумеется, нет серьезных оснований
искать миссию существования небольших
коммерческих организаций — парикмахерских,
мастерских по ремонту бытовой техники,
магазинов продовольственных
Миссии часто можно найти в годовых отчетах, а также встретить в плакатах на стенах организации, где их стремятся выразить в форме кратких, эмоционально окрашенных лозунгов. Они могут включаться в информацию, распространяемую организацией среди покупателей, поставщиков, кандидатов на занятие вакантных должностей в организации. Они являются базой и точкой отсчета для всех начинаний в организации. Можно привести несколько причин, по которым организация должна сформулировать свою миссию:
- сосредоточить сотрудников
- сформулировать основу или
стандарт для распределения
- создать или изменить климат, или культуру организации;
- обеспечить трансформацию
- ввести систему формального планирования в организации.
Поскольку степень детализации миссии все-таки зависит от конкретной компании и ситуации на рынках, где она работает, эксперты рекомендуют, при разработке миссии, учитывать четыре основных стратегических цели, которые стоят перед любой компанией на любом рынке, и озвучивать приоритеты компании относительно каждой из этих целей:
Особенно активно подход четырех
стратегических целей используют российские
промышленные компании и банки, поскольку
их работа в значительной степени
затрагивает жизнь и финансовую
деятельность населения регионов, в
которых эти компании работают, и
сопряжена с нанесением вреда
окружающей среде. Многие российские компании
при формулировке миссии с учетом
четырех указанных
Примерами удачной формулировки каждой из четырех стратегических целей в миссии компании могут служить фрагменты миссий ЮКОС, Сибнефть, и Альфа-Банк.
ЮКОС - общественная цель.
Мы ответственны:
-друг перед другом как
-перед потребителями за
-перед партнерами за
-перед регионами деятельности за рост их благосостояния и разумное природопользование;
- перед страной за
- перед международным
Альфа-Банк – клиентская цель.
Мы видим своей основной целью
предоставление каждому клиенту
полного комплекса самых
Все клиенты банка - как частные лица, так и крупнейшие корпорации - могут всегда рассчитывать на получение первоклассных банковских услуг.
Дорожа безупречной деловой репутацией, мы будем и впредь выполнять все обязательства перед своими клиентами.
Газпром - организационная цель.
Высшей целью экономической
стратегии ОАО "Газпром" является
повышение капитализации
Сибнефть - предпринимательская цель.
Быть устойчивым лидером в секторах
разведки и добычи нефти, производства
и реализации нефтепродуктов за счет
использования внутреннего
Когда стратегические приоритеты компании и ее ответственность перед целевыми группами определены, возникает вопрос – как избежать превращения миссии компании в "дайджест" ее прошлых достижений и мечтаний о светлом будущем, не отражающий реальное положение вещей? Для соблюдения баланса между реальностью, стремлениями компании и требованиями рынка, руководству компании, после определения подхода к формулировке миссии и четырех стратегических целей, имеет смысл "протестировать" полученную миссию на предмет соответствия трем требованиям. Для удобства запоминания, эксперты российского консультационного центра "Бизнес-Инжиниринг" определили их как "МОГУ", "ХОЧУ" и "НАДО":