Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:39, контрольная работа
Главной идеей ситуационного подхода к лидерству является утверждение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Проблемы ситуационного лидерства являются ключевыми для эффективности организации. С одной стороны, ситуационное лидерство — это приписывание определенного набора качеств тем, кто успешно влияет или воздействует на других, с другой - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и вдохновить работников на достижение цели.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Ситуационные концепции менеджмента в контексте
подходов к управлению………………………………………………… 5
2. Общие характеристики моделей ситуационного лидерства………..8
Заключение………………………………………….…………………….13
Список литературы………………………………………………………15
В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен
корректировать свои действия, относящиеся к установлению отношений с подчиненными и по структурированию самой работы. Таким образом, модель строится на определении лидером соответствующих сложившейся ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей) и для поведения, относящегося к работе (директивность).
Модель лидерства “путь – цель” Хауза и Митчелла
Рассматриваемая модель ситуационного лидерства получила своё развитие в 70-е годы 20 века. В своей основе она базируется на мотивационной теории ожидания. Исходной посылкой является предположение, что работники удовлетворены производительностью тогда, когда имеется жесткая связь между и усилиями и результатами работы, а также между результатом работы и вознаграждением. Здесь существует прямая связь между уровнем лидерской эффективности уровнем мотивационной силы
ожиданий, имеющихся последователей. Идеальным является вариант, когда вознаграждение полностью соответствует результату. Модель констатирует, что эффективный лидер - это тот, кто помогает подчиненным идти путем ведущим к желаемой цели. При этом предлагаются различные варианты поведения лидера в зависимости от ситуации.
Директивное лидерство - высокий уровень структурирования работы, объяснение подчиненным, что и как делать, а также что и когда от них ожидается. Поддерживающее лидерство - большое внимание нуждам работников и их благополучию, развитие дружественного рабочего климата и обращение с подчиненными как с равными. Лидерство, ориентированное на достижение - установление напряженных, но притягательных целей, огромное внимание качеству во всем, уверенность в возможностях и способностях подчиненных достичь высокого уровня выполнения работы. Участвующее лидерство - совет с подчиненными и внимание к их предложениям и замечаниям в ходе принятия решений, привлечение подчиненных к участию в управлении. В отличие от концепции Фидлера, данная модель предполагает, что лидеры могут менять свое поведение и проявлять один или все из указанных стилей. Согласно модели, эффективная комбинация лидерских стилей зависит от ситуации.
Модель ситуационного лидерства Стинсона-Джонсона
Данная модель исходит из того, что зависимость между поведением лидера и структурой работы задания является более сложной, чем это представлено в модели "путь-цель". Модель констатирует, что хотя интерес к отношениям со стороны лидера более важен в случае, когда последователи выполняют высокоструктурированную работу, уровень интереса к работе при этом должен определяться лидером как в зависимости от характеристик последователей, так и характера самой работы, выполняемой ими.
Согласно модели есть распространенная точка зрения, что высокий интерес к работе со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях: работа высоко структурирована и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости. Низкий интерес к работе эффективен для лидера в следующих двух ситуациях: работа высоко структурирована и последователи испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них, достаточных знаний для выполнения данной работы; работа не структурирована, и последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта для выполнения данной работы. Модель убеждает её пользователей, что характеристики последователей (их потребность в достижении и независимости, и их уровень знаний и опыта) являются критическими при выборе лидером эффективного стиля.
Ситуационная
модель принятия решений
Врума-Йеттона-Яго Одной из наиболее
современных в объяснении ситуационного
лидерства является модель, предложенная
Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном,
которая позже была существенно дополнена
с участием Артура Яго, Аналогично
модели “путь-цель”, данная модель
предлагает определять эффективный
лидерский стиль в зависимости от ситуации.
Предполагается также, что один и
тот же лидер может использовать различные
стили. Основным отличием модели является
ее ориентированность только
на один аспект лидерского
поведения - привлечение подчиненных
к участию в принятии
решений. Соответственно лидеру
предлагается концентрировать внимание
на проблеме, которая должна быть
решена, и на ситуации,
в которой проблема
возникла. Подразумевается также, что
ряд социальных процессов может
оказать влияние на уровень участия
подчиненных в решении проблем. Главной
идеей модели является то, что степень
или вровень привлечения подчиненных
к участию в принятии решения зависит
от характеристик ситуации.
Ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях и в нем сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. “Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно, и он концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации”.6 Отсюда можно заключить, что центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.
Практически все вышеописанные модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По-разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера - это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени подходит для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.
Список литературы