Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 15:51, реферат
Кто же есть менеджер на самом деле? Как известно, менеджер, в переводе с английского означает управленец. Да и вообще, всякая деятельность делится на две категории: управленческую и производственную, а не на умственную и физическую, как нас с вами учили. Мы же смешали эти понятия, назвав менеджерами специалистов, в чьи прямые обязанности входят исключительно производственные функции: продавать, продвигать, производить, снабжать, рекламировать и т.д.
Менеджер — это тот, кто управляет другими людьми, отвечает за рациональное использование ресурсов (всех, которые ему даны), принимает управленческие решения и несет за них ответственность. Это специалист в области управленческой деятельности.
Модель современного менеджера
Я — менеджер, именно так у нас сегодня многие говорят о самих себе. Словом менеджер сегодня называют всех: и специалистов по продажам и специалистов по снабжению, и логистов, и маркетологов. Существуют сведения, что в одном из ЖЭСов, дворников стали называть менеджерами по уборке территорий.
Кто же есть
менеджер на самом деле? Как известно,
менеджер, в переводе с английского
означает управленец. Да и вообще, всякая
деятельность делится на две категории:
управленческую и производственную,
а не на умственную и физическую, как нас
с вами учили. Мы же смешали эти понятия,
назвав менеджерами специалистов, в чьи
прямые обязанности входят исключительно
производственные функции: продавать,
продвигать, производить, снабжать, рекламировать
и т.д.
Менеджер — это тот, кто управляет другими
людьми, отвечает за рациональное использование
ресурсов (всех, которые ему даны), принимает
управленческие решения и несет за них
ответственность. Это специалист в области
управленческой деятельности.
Главными критериями
успешности менеджера, является его способность
находить верные решения в сложных ситуациях,
умение найти грамотный и рациональный
подход к своим подчиненным. Дать то указание
или отдать приказ, который подчиненный
исполнит с большим желанием. Ведь истина
рождается, на самом деле, не в споре, а
в диалоге. И именно умение вести диалог
со своими коллегами, забыв при этом, о
собственном эгоизме и самомнении, вызвать
их доверие и уважение к себе, к своим словам
и поступкам, желание понять своих подчиненных,
а уже потом быть понятым ими — золотая
жила современного менеджмента.
Да и сама прежняя модель отношений «начальник
— подчиненный» давно уже исчерпала себя.
Пришло время новой модели: «лидер — последователь».
И настоящий менеджер, сегодня, должен
говорить не о своих подчиненных, а о своих
последователях. Ключевая разница между
подчиненным и последователем, заключается
в том, что последователь раскрывает свой
творческий потенциал или, как говорят
в народе, «вкладывает душу» в то, что он
делает, опираясь на свое собственное
внутреннее желание, а не на зоркое око
«хорошего» администратора.
Что же нужно современным менеджерам, чтобы быть лидерами и управлять своими последователями? Ответ прост — нужны новые знания. В самом общем смысле каждый успешный современный менеджер должен синтезировать в себе и постоянно развивать две группы компетенций: специальные компетенции и так называемые базовые компетенции менеджера. К специальным компетенциям следует отнести знания, умения и навыки менеджера, позволяющие ему грамотно определить стратегию развития компании, опираясь на три имеющихся ключевых ресурса: время, деньги и персонал. Понятие времени при этом следует рассматривать достаточно широко — это и текущее состояние рынка, и общее состояние макросреды, и уровень реальных притязаний потребителей, и многое другое. Также к специальным компетенциям следует отнести умение менеджера обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
Современный менеджер, должен быть, хорошо информирован в вопросах развития отрасли, в которой работает его компания: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию. Он должен быть знаком с опытом менеджмента в других компаниях и отраслях. И, конечно, уметь использовать современные информационные технологии, средства связи и коммуникаций; должен понимать, как и с помощью каких инструментов, он будет способен обеспечивать эффективное управление и стратегическое развитие своей компании, опираясь на все компоненты действующей управленческой системы.
Следует выделять
не менее пяти компонент, которые
представляют собой единый комплекс
политик, реализуемых любой современной
компанией, стремящейся обеспечить
себе устойчивое стратегическое лидерство
в быстроменяющихся условиях.
Первая из них — это кадровая
политика. Как известно, именно персонал
является главным ресурсом успеха любой
компании. В современных западных компаниях,
персонал уже давно называют человеческим
капиталом. Согласно статистике, 64% прибыли
приносит грамотно подобранный и хорошо
обученный персонал. Поэтому, управленческие
инструменты кадровой политики должны
обеспечивать эффективный подбор персонала
в компанию, позволять управлять процессом
адаптации и процессом прохождения испытательного
срока для новых сотрудников., помогать
развивать индивидуальные достижения
сотрудников и оценивать их результативность.
Следующая политика — финансовая.
Основные управленческие инструменты
финансовой политики, должны обеспечивать
адекватное финансовое планирование,
реализовывать эффективный управленческий
учет, обеспечивать контроль соблюдения
бюджетов, позволять производить итоговую
и текущую оценку основных финансовых
показателей деятельности компании.
Тоже самое относится и ко всем остальным
политикам компании: маркетинговой,
технологической
и политике в области безопасности.
Все они должны быть наполнены своим набором
инструментов и обеспечивать эффективное
достижение установленных в компании
целей.
В комплексе весь набор управленческих инструментов представляет собой действующую в компании управленческую систему. Чем лучше и четче разработаны сами инструменты и чем выше компетенции менеджеров и специалистов компании, тем технологичней и эффективней сам управленческий процесс. Отсутствие управленческой системы в компании ведет к патриархальности в управлении и тотальной зависимости от конкретных специалистов, что, в свою очередь, часто приводит к внутреннему шантажу руководства со стороны последних, к «заболачиванию» делового климата в компании. В такой обстановке здоровые и профессиональные кадры не сохранишь никакой мотивацией — они будут уходить из компании.
Вторую группу
компетенций современного менеджера
представляют собой базовые
компетенции. К этой группе компетенций
относятся личностные качества менеджера:
интеллектуальные, волевые, эмоциональные,
нравственные, коммуникативные. Современный
менеджер должен иметь личностные качества,
которые усиливают доверие и уважение
со стороны сотрудников.
Следует также особо отметить отдельную
базовую компетенцию современного менеджера
о которой очень мало говориться в учебниках
по менеджменту, но которая на самом деле
является фундаментом всей управленческой
деятельности менеджера. Эта компетенция
представляет собой личностную силу (зрелость)
самого менеджера и включает в себя семь
измерений:
Так, в начале любого проекта менеджеру нужно собрать сведения и вникнуть в существо дел, т.е. необходимы развитые качества восприятия. Затем надлежит все обдумать, поговорить об этом, составить бизнес-план, т.е. нужны качества группы взаимосвязи. Далее выбираются тактические пути осуществления бизнес-плана, т.е. необходимы качества группы выбор. В течение всего процесса осуществления проекта необходимы качества группы воля. Они придают проекту наполненность и силу, и особенно важны в тех случаях, когда возникают препятствия и трудности. На стадии практической реализации проекта для менеджера очень важными становятся качества группы активность. А качества веры придают уникальность проекту, наполняют его особым смыслом, рождают вдохновение, позволяют не сдаваться и продолжать бороться в критической ситуации. Последняя группа качеств — мудрость — имеет выделенное положение. Она соответствует глубокому осознанию целостности и взаимосвязанности явлений, окружающих человека. Эти качества позволяют, например, действовать «экологично», не всегда упорствовать в достижении целей проекта, сохраняя веру в конечный выигрыш, а добившись побед и признания, не попасть в ловушку успеха и тщеславия.
В целом, все
базовые компетенции это такие
умения менеджера, которые практически
не передаются при помощи словесных
инструкций. Например, невозможно объяснить,
как быть волевым, верить в собственные
силы или иметь вдохновение на
новые дела — это можно лишь продемонстрировать
личным примером: собственным поведением
и поступками.
В бизнес-образовании, которое получают
менеджеры в других вузах, нет таких дисциплин,
которые бы системно обучали развитию
базовых и специальных компетенций, учили
построению управленческих систем. И именно
поэтому в рамках Государственной программы
инновационного развития Республике Беларусь
Институтом бизнеса и менеджмента технологий
БГУ разработан и уже производится первый
набор слушателей на уникальный образовательный
проект под названием «Корпоративный
директор». Корпоративный директор —
это менеджер нового типа, который обладает
развитыми базовыми и специальными компетенциями,
а также системными знаниями в области
эффективного управления бизнесом. Я приглашаю
всех современных менеджеров к обретению
новых знаний.