Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:23, реферат
Первые разработки производственных функций (укрупненных моделей экономического роста) увязывали результат деятельности с объемом капитальных и трудовых ресурсов:
Y = F(K,L),
где К — совокупный производственный капитал; L — совокупные затраты труда.
Для достоверного моделирования развития современной экономики необходимо введение специального сектора, производящего дополнительные научные и технические знания, которые оказывают реальное воздействие на производительность труда. В этом случае
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
им. В. И. Ульянова (Ленина)»
______________________________
Факультет
экономики и менеджмента
Направление
– 080200 Менеджмент
Кафедра
инновационного менеджмента
Реферат на тему: «Модели экономического роста»
по
дисциплине «Современный
стратегический анализ»
Санкт-Петербург
2011 г.
Модели экономического роста
Первые
разработки производственных функций
(укрупненных моделей
Y = F(K,L),
где К — совокупный производственный капитал; L — совокупные затраты труда.
Для
достоверного моделирования развития
современной экономики
Y = F(K,L,k,h),
где К — совокупный производственный капитал; I — совокупные производственные затраты труда, k — совокупный интеллектуальный капитал, h — совокупные затраты интеллектуального труда. Соответственно равенство Эйлера будет иметь расширенный вид
где dF/dK — равновесная процентная ставка на производственный ка-питал; dF/dL — равновесная ставка реальной заработной платы производственного персонала; dF/dk — равновесная процентная ставка на интеллектуальный капитал; dF/dh — равновесная ставка реальной заработной платы работников интеллектуального труда.
Разделение капитала и оплаты труда на две составляющие с разными показателями отдачи является причиной создания специального механизма управления для интеллектуального капитала и интеллектуального труда. Примерами производственных функций, включающих показатели уровня знаний, являются разработки Узавы, Ромера, Эрроу, Барро.
Г. Морби изучал связь между долей расходов на НИОКР в объеме продаж и ростом прибыли у 800 крупнейших американских корпораций за период с 1976 по 1985 г. Положительная корреляция была выявлена только для предприятий химической и целлюлозно-бумажной промышленности, в машиностроении и в области вычислительной техники. В других отраслях подобной корреляции не было обнаружено. Вывод: рост прибыли зависит в первую очередь от других факторов, нежели затраты на исследования и разработки.
М. Бреннер и Б. Раштон рассмотрели деятельность 54 химических компаний с 1971 по 1986 г. и пришли к выводу о наличии стратегических преимуществ, которое дает финансирование НИОКР для предприятий, и повышение риска при отставании компании по этому показателю от своих конкурентов. Оказалось, что у компаний с ростом выручки выше среднего по выборке предшествующий уровень затрат на НИОКР был также выше среднего.
3. Грилихес изучал связь между уровнем расходов на НИОКР и ростом производительности труда в фирмах обрабатывающей промышленности США в 70-х гг. Для анализа статистических данных по 1000 фирм использовалась производственная функция Кобба-Дугласа, учитывающая аккумулированные затраты на НИОКР в предыдущие годы. Результирующим показателем служило изменение объема продаж или добавленной стоимости. Выводы: затраты на НИОКР оказывают положительное влияние на производительность труда; в структуре затрат на НИОКР наиболее важное значение для производительности труда имеет финансирование фундаментальных исследований; на уровне фирмы частное финансирование НИОКР более эффективно, чем государственное.
В модели Узавы (1965 г.) выделяются материальное производство и образование. Выпуск продукции в год t описывается зависимостью
гдеK(t) — капитал в год t; А(t) — эффективность т р у д а ; Lt(t)— количество труда в материальном секторе в год t.
Воздействие образовательного сектора проявляется через воздействие на величину A(t) для изменения которой вводится условие
где Lt(t)— количество труда, занятого в образовательном секторе; L(t) -
общее количество труда в год t.
В модели Узавы предполагается, что первая производная от функции больше нуля, а ее вторая производная меньше нуля.
Траектория изменения выпуска продукции полностью определяется распределением труда между материальным производством и образованием, а выпуск продукции распределяется между инвестициями и потреблением. В качестве предпочтительной траектории развития экономики введен интегральный дисконтированный показатель душевого потребления.
Рекомендации, вытекающие из модели Узавы:
• если в начальный момент времени K(0)/A(0)L(0) меньше некоторого сбалансированного значения, то весь выпуск инвестируется (после чего экономика переходит в сбалансированное состояние);
• если в начальный момент K(0)/А(0)L(0) больше некоторого сбалансированного значения, то весь выпуск потребляется (после чего экономика переходит в сбалансированное состояние);
•
в сбалансированном состоянии оптимальный
рост достигается посредством
Статистические модели изменения валового внутреннего продукта с учетом интеллектуального уровня общества получены в модели Барро (1991 г.), где человеческий капитал оценивается через отношение числа учащихся к общему числу жителей страны
где y(0) — начальный уровень душевого потребления; ho(t)— степень охвата населения начальным образованием;ht(t) — степень охвата населения средним образованием; g(t) — доля правительственного потребления.
Барро выполнил на базе показателей большого числа стран статистический анализ взаимосвязи среднего уровня образования населения и валового внутреннего продукта.
В модели Эрроу (1962 г.) вводится показатель масштаба производства. Чем выше концентрация объемов производства, тем больше показатель эффективности
В модели Ромера (1986 г.) главными параметрами исследования стали знания. Он рассматривает совокупность предприятий, характеризующихся производственной функцией вида F (h, H, х), где h — интеллектуальные знания предприятия. Причем совокупные знания равны сумме знаний предприятий. Ресурсы предприятий х характеризуются двумя видами: капитал и труд. В модели принято, что совокупность факторов х является постоянной. Это позволяет рассмотреть влияние на выпуск интеллектуального потенциала, для чего введена специфическая производственная функция
где а и b больше нуля, а их сумма больше 1.
Выпуск предприятия распределяется на потребление и инвестиции в исследования (в прирост знаний). На основании своей модели Ромер выполнил сравнение развития экономики при централизованном управлении вложениями в исследования и рыночными конкурентными вложениями.
Ромер сформулировал четыре основных признака природы экономического роста:
• знания являются благом «без соперничества», так как их могут использовать одновременно многие, но фирма или индивид могут временно получать монопольную ренту на открытия (знания);
• технический прогресс происходит благодаря деятельности людей;
• физическая деятельность допускает копирование;
• в рыночной экономике функционирует большое число фирм.
В модели Лукаса (1988 г.) в качестве факторов роста приняты L — численность рабочей силы; k — уровень знаний работника моделируемого предприятия;ко —уровень знаний среднего работника в стране; u(t)— доля труда в материальном производстве; K(t) — физический капитал в год t. Введенная производственная функция имеет вид
где г, а,Ь и с статистические параметры.
Изменение физического капитала описывается уравнением
где p(t) — душевое потребление.
Среди траекторий развития экономики Лукас ввел понятия равновесной и сбалансированной траекторий. Равновесной траекторией определено развитие экономики предприятия, при котором максимизируется функция полезности и знания работника фирмы равняются заданному уровню знаний работающих в стране Сбалансированной траекторией названа стратегия развития предприятия, при которой физический и человеческий капитал имеют определенные (постоянные) темпы роста.
Полная модель. При полноценном учете в производственной функции интеллектуальных знаний необходимо предусмотреть: разделение исследований на фундаментальные и прикладные; наличие сектора образования; запаздывание между вложением средств в получение знаний и повышением эффективности труда; зависимость эффективности труда от суммы накопленных капитала и знаний, а также от текущих затрат на трудовые ресурсы и прирост капитала; необходимость обновления капитала и знаний работников.
Реализовать весь подобный набор требований можно только в достаточно сложной оптимизационной модели. Выделяя три сектора в функционировании фирмы, можно сформулировать модель взаимодействия фундаментальных исследований, технологических разработок и производства.
В
секторе фундаментальных
dV/dt-aVX.
В
секторе технологических
dW/dt = (bW + cV)Y.
В секторе производства создается конечный продукт на основе имеющихся средств производства, вовлеченного объема человеческих ресурсов Z, производительности труда q:
H=qWZ.
Конечный продукт распределяется между тремя секторами, как X,Y,Z:
Н = Х+ Y+Z.
В эту модель необходимо добавить влияние физического капитала на результаты деятельности, затраты на образование, запаздывание на этапе реализации знаний и целевую функцию.
При вероятностном описании результатов фундаментальных исследований и технологических разработок необходимо ввести соответствующие законы распределения для показателей продуктивности труда.
О новой модели экономического роста России (в связи с поручением В.В. Путина)
В
феврале этого года после одного
из Госсоветов премьер-министр страны
обратился к ученым России с просьбой
о конкретных предложениях по модернизации
экономики, повышению эффективности
социальной сферы и выбору модели,
по которой страна будет жить дальше.
В результате поручения премьера
под эгидой двух институтов – Высшей
школы экономики и Академии народного
хозяйства – были сформированы экспертные
группы, которые работают и к августу
должны представить премьер-министру
соответствующие
Cтартовым входным документом, который предполагается корректировать, развивать и дополнять, является «Концепция социально-экономического развития до 2020 г.», утвержденная постановлением правительства в 2008 г.