Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 14:25, доклад
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно.
Принципиальным моментом является ярко выраженная инициативность самого бизнеса в создании проектов в области корпоративной социальной ответственности, что, по сути, полностью согласуется с принципом добровольности. В целом, процесс развития британской модели корпоративной социальной ответственности носит характер постепенного развития. Одновременно мы можем выделить несколько внешних факторов, повлиявших в последние 20-25 лет на качественные изменения в эволюции корпоративной социальной ответственности.
Активная роль британского правительства выражается в политике поддержки компаний, освещающих свою деятельность в социальной и природоохранной сфере и взаимоотношениях с персоналом. Целый ряд законодательных актов устанавливает льготный режим налогообложения для компаний, ведущих свой бизнес социально ответственно и с позиций деловой
этики, особенно в вопросах эффективного использования энергии, вторичной переработки отходов производства и т.п.6
Общей тенденцией, как для британской, так и континентальной модели корпоративной социальной ответственности является их очевидная скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. Рисунок 3 дает представление об основных различиях КСО в Америке и Европе.
Рисунок 3 - Модели КСО в США и Европе
Российская модель корпоративной социальной ответственности. Несмотря на всплеск российских публикаций по тематике национальной корпоративной социальной ответственности в последние 2-3 года, еще недостаточно аналитических исследований по аналогии с теми, что регулярно проводятся на Западе.
Из имеющегося исследовательского материала и публикаций СМИ по корпоративной социальной ответственности в России создается впечатление, что отдельные исследования и особенно заявления некоторых представителей российской бизнес-элиты страдают излишним оптимизмом относительно состояния российской корпоративной социальной ответственности. Такие тенденции иногда мелькают и в практике отдельных компаний, спешащих «проявиться» социально ответственными, в то время как даже для проведения полноценной социальной отчетности у них не было времени.
Вероятно, такие переоценки строятся на основании действительно имеющих место тенденций возрождения элементов корпоративной социальной ответственности, унаследованных еще с советских времен (реанимированные дома отдыха, детские лагеря, иные объекты социально-культурного быта).
Другая причина переоценки сегодняшнего этапа, вероятно, кроется в слишком короткой истории вопроса в стране и недостаточном понимании целостной концепции и практики корпоративной социальной ответственности в том виде, в котором она применяется в других государствах.7
Совершенно очевидно, что корпоративная социальная ответственность в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому – за некоторыми исключениями – заметно недопонимание чисто практической ценности корпоративной социальной ответственности. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию корпоративной социальной ответственности на конвейер по производству документации по казиположительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в корпоративной социальной ответственности8.
Таким
образом, по источникам регулирования,
практике и драйверам российский
вариант корпоративной
В силу короткой эволюции корпоративной социальной ответственности в России, западное академическое общество пока не рассматривает ее как явление. Существуют даже мнения об отсутствии таковой в природе, поскольку существование корпоративной социальной ответственности обычно базируется на определенных потребностях бизнеса и общества, которые на сегодня слишком далеки от западных образцов. На наш взгляд подобные заявления имеют скорее академический, чем практический характер. Авторами рассматривается корпоративная социальная ответственность как существующее явление в России. Более разумно было бы говорить о стадии развития российской модели корпоративной социальной ответственности и ее отличительных признаках по аналогии с тем, как формы американской социальной ответственности отличаются от европейских аналогов.