Модели организационного поведения, их преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 06:48, доклад

Описание

В организации складываются устойчивые формы поведения, от которых в очень значительной мере и зависит вся ее деятельность, удачи либо, напротив, неудачи. Чтобы грамотно управлять сотрудниками нужно для начала изучить стили и модели их поведения.
Существует четыре модели организационного поведения:

Работа состоит из  1 файл

эссе.docx

— 17.79 Кб (Скачать документ)

В организации  складываются устойчивые формы поведения, от которых в очень значительной мере и зависит вся ее деятельность, удачи либо, напротив, неудачи. Чтобы грамотно управлять сотрудниками нужно для начала изучить стили и модели их поведения.

Существует  четыре модели организационного поведения:

  1. Авторитарная – ее базисом является власть руководителя, то есть возможность отдавать приказы подчиненным, принуждать их к работе и контролировать. Ориентация работника заключается в неукоснительном выполнении распоряжений непосредственного руководителя. Психологический результат: практически абсолютная зависимость работника от конкретного руководителя. Степень вовлеченности работника в дела организации минимальна. Модель позволяет удовлетворить физические потребности работника и членов его семьи. 
    Плюсы: удовлетворяются физические потребности и в уважении; использование модели позволяет руководителю бороться с кризисными ситуациями. 
    Минусы: модель не способствует развитию работника; использование модели вызывает неудовлетворенность и агрессию по отношению к руководителю.
  2. Модель опеки – базисом являются экономические ресурсы. Руководители ориентированы на получение денежных средств и использования части их для вознаграждения рядовых работников путем выплаты окладов и премий. Работники ориентированы так же на неукоснительное выполнение распоряжений руководителя. Психологический результат: высокая степень зависимости работника от конкретной организации. Степень вовлеченности в дела организации несколько выше, чем в предыдущей модели, и характеризуется как пассивное участие. 
    Плюсы: модель позволяет удовлетворять физиологические потребности и в безопасности; формирует заинтересованность работников в делах организации. 
    Минусы: не способствует развитию работников и использованию их способностей в полной мере в интересах организации.
  3. Поддерживающая – базис – лидерство: когда менеджмент организации создает условия, способствующие индивидуальному росту работника и использованию его способностей в интересах организации. Руководители ориентированы на поддержку усилий работников, направленных на выполнение заданий и получение новых знаний. Психологический результат: формирование у работников ощущения причастности к решению задач организации. Степень вовлеченности значительно выше, чем в предыдущих моделях.

Плюсы: модель позволяет удовлетворить потребности работников в уважении, статусе и признании.

Минусы: использование данной модели нередко вызывает неудовлетворенность руководителя, в связи с множеством ошибок подчиненных.

  1. Коллегиальная – логическое продолжение поддерживающей модели. Базис – партнерство между руководителями и рядовыми работниками. Оно формируется путем создания общих столовых, автостоянок, проведения совместного досуга. Менеджеры ориентированы на построение команд и управление ими. Работники ориентированы на ответственное поведение, когда они выполняют задания не под угрозой наказания, а в силу персональной ответственности. Психологический результат: самоконтроль работников и уважение к менеджерам. Степень вовлеченности в дела организации максимальная.

Плюсы: Модель позволяет удовлетворить потребности работника в самовыражении.

Минусы: Использование данной модели добавляет к линейным обязанностям еще одну ячейку – участие в управлении; не может быть реализована в настоящих условиях, поскольку осуществима только в условиях избытка ресурсов.

 
  Таким образом, можно сделать вывод, что модели дополняют друг друга, так как каждая последующая складывается на достоинствах предшествующей. В любой организации в определенный период может доминировать одна модель, при этом в разных подразделениях могут использоваться разные модели. Это зависит от характера задач. Например, в условиях поточного производства, где требуется жесткая регламентированность и узкоспециализированные работы, целесообразно использовать первую или вторую модели. В подразделениях, где используется интеллектуальный труд – третью или четвертую.


Информация о работе Модели организационного поведения, их преимущества и недостатки