В организации
складываются устойчивые формы поведения,
от которых в очень значительной
мере и зависит вся ее деятельность,
удачи либо, напротив, неудачи. Чтобы
грамотно управлять сотрудниками нужно
для начала изучить стили и модели их поведения.
Существует
четыре модели организационного поведения:
- Авторитарная – ее базисом является власть руководителя, то есть возможность отдавать приказы подчиненным, принуждать их к работе и контролировать. Ориентация работника заключается в неукоснительном выполнении распоряжений непосредственного руководителя. Психологический результат: практически абсолютная зависимость работника от конкретного руководителя. Степень вовлеченности работника в дела организации минимальна. Модель позволяет удовлетворить физические потребности работника и членов его семьи.
Плюсы: удовлетворяются физические потребности и в уважении; использование модели позволяет руководителю бороться с кризисными ситуациями.
Минусы: модель не способствует развитию работника; использование модели вызывает неудовлетворенность и агрессию по отношению к руководителю.
- Модель опеки – базисом являются экономические ресурсы. Руководители ориентированы на получение денежных средств и использования части их для вознаграждения рядовых работников путем выплаты окладов и премий. Работники ориентированы так же на неукоснительное выполнение распоряжений руководителя. Психологический результат: высокая степень зависимости работника от конкретной организации. Степень вовлеченности в дела организации несколько выше, чем в предыдущей модели, и характеризуется как пассивное участие.
Плюсы: модель позволяет удовлетворять физиологические потребности и в безопасности; формирует заинтересованность работников в делах организации.
Минусы: не способствует развитию работников и использованию их способностей в полной мере в интересах организации.
- Поддерживающая – базис – лидерство: когда менеджмент организации создает условия, способствующие индивидуальному росту работника и использованию его способностей в интересах организации. Руководители ориентированы на поддержку усилий работников, направленных на выполнение заданий и получение новых знаний. Психологический результат: формирование у работников ощущения причастности к решению задач организации. Степень вовлеченности значительно выше, чем в предыдущих моделях.
Плюсы: модель позволяет удовлетворить потребности
работников в уважении, статусе и признании.
Минусы: использование данной модели нередко
вызывает неудовлетворенность руководителя,
в связи с множеством ошибок подчиненных.
- Коллегиальная – логическое продолжение поддерживающей модели. Базис – партнерство между руководителями и рядовыми работниками. Оно формируется путем создания общих столовых, автостоянок, проведения совместного досуга. Менеджеры ориентированы на построение команд и управление ими. Работники ориентированы на ответственное поведение, когда они выполняют задания не под угрозой наказания, а в силу персональной ответственности. Психологический результат: самоконтроль работников и уважение к менеджерам. Степень вовлеченности в дела организации максимальная.
Плюсы: Модель позволяет удовлетворить
потребности работника в самовыражении.
Минусы: Использование данной модели добавляет
к линейным обязанностям еще одну ячейку
– участие в управлении; не может быть
реализована в настоящих условиях, поскольку
осуществима только в условиях избытка
ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод,
что модели дополняют друг друга, так как
каждая последующая складывается на достоинствах
предшествующей. В любой организации в
определенный период может доминировать
одна модель, при этом в разных подразделениях
могут использоваться разные модели. Это
зависит от характера задач. Например,
в условиях поточного производства, где
требуется жесткая регламентированность
и узкоспециализированные работы, целесообразно
использовать первую или вторую модели.
В подразделениях, где используется интеллектуальный
труд – третью или четвертую.