Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:56, реферат
Развитие современного общества определяет новое содержание жизни человека и социума: значимость знания и информации, осознание высокой роли личностных качеств во всех видах человеческой активности, динамику и насыщенность информационного пространства, усложнение процессов и явлений окружающего мира. Классическое триединство – знания, умения и навыки – уступает место формированию компетенций, углубляя противоречие между целостностью культуры и фрагментарной, знаниевой системой образования.
СПО 11`2012 Модернизация образования 3
Развитие современного общества определяет новое
содержание жизни человека и социума: значимость
знания и информации, осознание высокой роли лич-
ностных качеств во всех видах человеческой актив-
ности, динамику и насыщенность информационного
пространства, усложнение процессов и явлений окру-
жающего мира. Классическое триединство – знания,
умения и навыки – уступает место формированию
компетенций, углубляя противоречие между целост-
ностью культуры и фрагментарной, знаниевой систе-
мой образования.
Решением этого противоречия может стать мо-
дернизация образования в соответствии с разворачи-
вающимися социокультурными тенденциями. Модер-
низация образования – это преобразование в целях,
задачах, технологиях образовательной деятельности,
направленное на удовлетворение человека и общества
в образовательных продуктах и услугах в соответствии
с особенностями социокультурной ситуации [2].
При всем многообразии подходов к модерниза-
ции образования автор считает необходимым уде-
лить внимание изучению еще одной грани данного
вопроса, а именно актуализации модернизационных процессов в образовательных учреждениях среднего
профессионального образования. Это связано в пер-
вую очередь с тем, что начальное и среднее профес-
сиональное образование не в полной мере удовлет-
воряют потребности личности, общества и не могут
решить проблему подготовки кадров, обусловленную новыми требованиями к уровню квалификации тех-
нических работников и специалистов среднего звена вообще.
Как показывают исследования, по мнению боль-
шинства молодежи, в том числе и выпускников систе-
мы СПО, среднее профессиональное образование на
современном этапе не обеспечивает ни реализацию
статусных потребностей и ценностных перспектив мо-
лодежи, ни потребности работодателей в квалифици-
рованных работниках. Становится ясно, что для обе-
спечения устойчивого развития СПО, повышения его
конкурентоспособности на рынке образовательных
услуг требуется не только создание условий реализации
основных и дополнительных профессиональных обра-
зовательных программ для удовлетворения потребно-
стей всех категорий обучающихся, заинтересованных
социальных партнеров, государства и общества в це-
лом, но и запуск модернизационных образовательных
процессов.
Актуальность модернизационных процессов под-
тверждается также и тем, что их основная задача – работать в соответствии с принципом опережения, т.е. не отставать или идти вслед за развитием по-
требностей и технологий соответствующей отрасли, АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С.В. Корсаков, директор
Колледжа архитектуры
и строительства № 7 (г. Москва),
канд. пед. наук
а предварять их, обеспечивая тем самым подготовку
рабочих кадров для современных высокотехнологич-
ных производств.
Более того, модернизационные процессы всегда подразумевают инноватику. Инновации в образова-
нии – естественное и необходимое условие его раз-
вития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями человека и общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценно-
стей, с другой – инновации несут в себе отказ от всего
устаревшего и отжившего, закладывают основы соци-
альных преобразований [1, с. 80].
В образовании изменения происходили и проис-
ходят всегда. Но в стабильных ситуациях они соверша-
ются либо в пределах существующих норм и эталонов,
либо эти изменения столь длительны по времени, что
качественные преобразования системы приобретают
эволюционный характер и она успевает к ним при-
способиться. Образование, по сути, не механическая
система, а органическая, которая имеет свои перио-
ды рождения, расцвета и увядания. Именно поэтому
внедрение модернизационных процессов в работу об-
разовательных учреждений СПО – это проектирова-
ние их будущего развития.
Как свидетельствует многолетний администра-
тивно-управленческий, педагогический опыт, основ-
ными модернизационными процессами в системе
СПО могут стать:
– создание условий для совершенствования си-
стемы взаимовыгодного сотрудничества СПО с
социальными партнерами;
– внедрение мультимедийных образовательных
технологий для совершенствования системы
информатизации учебного процесса и научно-
методической деятельности;
– создание единого банка данных инновацион-
ных педагогических технологий, направленных
на совершенствование методов организации
и управления процессом обучения студентов
СПО;
– расширение возможностей СПО по управлению
процессами, влияющими на качество подготов-
ки специалистов в соответствии с запросами по-
требителей кадров и рынка труда, ожиданиями
студентов.
В этой связи приоритетными направлениями дея-
тельности СПО станут:
– выстраивание взаимовыгодного партнерства с
представителями ключевых отраслей промыш-
ленности и экономики;
– создание современных инструментов эконо-
мической заинтересованности работодателей в
4 Модернизация образования СПО 11`2012
инвестировании средств в профессиональное
образование и обучение;
– разработка публичной и независимой системы
рейтингования учреждений профессионального
образования при активном участии представи-
телей бизнеса совместно с экспертным сообще-
ством;
– развитие информационных и коммуникацион-
ных технологий в профессиональном образо-
вании на базе отраслевых ресурсных центров,
использование в обучении современных элект-
ронных ресурсов, тренажеров, компьютерных
программ;
– участие частных компаний в управляющих орга-
нах образовательных учреждений НПО и СПО,
ресурсных центров системы профессионально-
го образования.
Данные модернизационные процессы в ком-
плексе с новыми моделями построения конструк-
тивных диалогов между общественными объедине-
ниями, органами государственной власти в области
образования и органами по труду и занятости на-
селения позволят обеспечить требуемое качество, максимально эффективный и экономически вы-
годный сценарий развития системы подготовки и совершенствования кадрового потенциала СПО с учетом тенденций развития инновационной эконо-
мики нашей страны.
Литература
1. Абдуллина О. Инновации и стандарты // Высшее
образование в России. 1999. № 5. С. 78–82.
2. Блейхер О.В. Взаимодействие инновационных
образовательных процессов как необходимое
условие модернизации образования при станов-
лении постиндустриального общества // Управ-
ление общественными и экономическими си-
стемами. 2006. № 1. С. 16.__