Моральное стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:52, доклад

Описание

Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда и основывается на специфических духовных ценностях человека. Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.

Работа состоит из  1 файл

моральное стимулирование.docx

— 30.19 Кб (Скачать документ)

Моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся

подсистемой духовного стимулирования труда и основывается  на  специфических

духовных ценностях человека.

    Моральные стимулы  – это такие стимулы, действие  которые основывается на

потребности человека в общественном признании.

    Сущностью морального  стимулирования  является  передача  информации  о

заслугах человека, результатах его деятельности  в социальной  среде.  Оно

имеет информационную природу, являясь информационным  процессом.  в  котором

источником информации о  заслугах работников  выступает  субъект  управления;

приемником – объект стимулирования, работник и коллектив,  каналом  связи  –

средства  передачи  информации.  Поэтому,  чем   точнее   передается   такая

информация, тем лучше  система выполняет свою функцию.

    В  управленческом  аспекте  моральные  стимулы   выполняют  в  отношении

объектов управления роль сигналов  со  стороны  субъектов  о  том,  в  какой

степени их деятельность соответствует  интересам предприятия.

    Моральные стимулы  представляют собой такие средства  привлечения людей к

труду, которые основаны  на  отношении  к  труду  как  высшей  ценности,  на

признание трудовых заслуг как главных. Они не сводятся только  к  поощрениям

и наградам, применение их предусматривает  создание такой  атмосферы,  такого

общественного  мнения,  морально-психологического  климата,  при  которых  в

трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает,  и каждому воздается

по заслугам.  Такой  подход  требует  обеспечения  уверенности  в  том,  что

добросовестный труд  и  примерное  поведение  всегда  получает  признание  и

положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот,  плохая

работа,  бездеятельность,  безответственность  должны  неотвратимым  образом

сказываться не только на уменьшении материального вознаграждения,  но  и  на

служебном положении и моральном авторитете работника.

    Разработанное  на предприятии моральное стимулирование  работников должно

отвечать следующим требованиям:

    -  предусматривать   поощрения  за  конкретные  показатели,  на  которые

работники оказывают непосредственное воздействие и которое  наиболее  полно

характеризует участие каждого  работника в решении задач, стоящих  перед ним;

    - устанавливать  меры поощрения за успехи в  труде так,  чтобы  за  более

высокие достижения применять  более значимые меры поощрения;

    - обеспечивать  уверенность в том, что при  условии  выполнения  принятых

повышенных  обязательств  участники  будут   поощрены   в   соответствии   с

достигнутыми результатами;

    - усилить заинтересованность  каждого работника в  постоянном  улучшении

его производственных показателей;

    - быть простым,  доходчивым и понятным для  работников;

    -  учитывать   возрастающее   общественно-политическую   активность   и

профессионально-техническое  мастерство, устойчивость высоких  результатов  в

труде;

    - недопущение  обесценивания моральных стимулов.

    Для эффективного  применения моральных стимулов  необходимо:

    - наличие  положения   о  статусах  морального  поощрения   и  знание  их

работниками;

    -  шире  использовать  разнообразные   формы  морального  поощрения   в

интересах развития творческой инициативы и активности;

    - моральное поощрение  подкреплять мерами материального   стимулирования,

обеспечить правильное  взаимодействие  материальных  и  моральных  стимулов,

непрерывно их совершенствовать в соответствии с новыми задачами,  изменением

в содержании, организации  и условиях труда;

    - о каждом моральном  поощрении работника широко информировать   трудовой

коллектив;

    - вручать награды  и объявлять благодарности в  торжественной обстановке;

    -  поощрять  работников   своевременно   –   сразу   после   достижения

определенных успехов  в труде;

    - развивать новые  формы поощрения  и  устанавливать   строгую  моральную

ответственность каждого  работника за порученное дело;

    - анализировать  действенность стимулирования;

    - точно соблюдать  установленный порядок внесения  записей о поощрении  в

трудовые книжки работников.

    Одним   из   основных   условий   высокой   эффективности    морального

стимулирования  является  обеспечение  социальной  справедливости,  то  есть

точного учета и  объективной  оценки  трудового  вклада  каждого  работника.

Убежденность в  обоснованности,  справедливости  признания  трудовых  заслуг

работника,  в  правильности  его  поощрения  поднимает  моральный  авторитет

труда, возвышает личность, формирует активную жизненную позицию.

    Особое значение  имеет принцип гласности морального  поощрения,  то  есть

широкой  информированности  всего  коллектива.  Всесторонняя  информация   о

результатах,  достигнутых  работниками  и   торжественная   обстановка   при

вручении наград. Для этого необходимо  каждого работника информировать не

только устно, но и выдать брошюру с  моральными  стимулами  за  качественную

работу. И на видном месте, на  предприятии,  вывесить  плакат  –  таблицу  с

занесением  фамилии  и  баллов  каждого  работника,   и   доску   почета   с

отличившимися.

    При организации  морального стимулирования  важно   обеспечить  сочетание

мер поощрения с усилением  ответственности за результаты труда. Что  повлечет

за собой рост ответственности  в коллективе.

    Эффективным методом  укрепления дисциплины труда  является  поощрение  за

добросовестный труд.

    Между формальным  и неформальным статусом необходим  минимальный  разрыв.

Формальный статус  –  это  санкционированное  положение  морального  стимула

среди других моральных  стимулов,  его  официальный  авторитет,  значимость.

Неформальный – это фактическое положение стимула в иерархии  стимулов  в

среде работников.

    Чрезвычайно   важный  фактор,  влияющий  на   эффективность   морального

стимулирования является частота его применения.  Так  чем  более  выдающиеся

результаты показывает человек, тем  реже  должен  встречаться  причитающийся

ему стимул. Чем ближе к средним показатель, тем более распространен.

    Количество  примененных   поощрений   еще   не   обеспечивает   высокого

авторитета  и  действенности.  Поэтому  необходимо  обращать   внимание   на

качественный отбор кандидатов на  поощрение.  Поощряться  должны  в  строгом

соответствии с положением о стимулах,  лучшие  люди  коллектива.  Моральные

стимулы действенны в той  степени,  в  какой  их  распределение  оценивается

работниками как  справедливое.  Справедливость  зависит от  того,  с какой

достоверностью они отражают уровень результатов работы.

    Многочисленные  социологические  исследования  показали,   что   мотивы

трудовой деятельности, влияния  моральных стимулов на  работников  во  многом

зависит от  возраста,  пола,  квалификации,  образования,  стажа  работы  на

предприятии, уровня сознательности. Необходимо  учитывать это,  осуществляя

разработку условий поощрения. (11, с. 20)

    Отличительной  чертой морального стимулирования  является  то,  что  его

функция,  связывающая  стимулы  с  результатами   деятельности,   выражается

дискретной формой соотношения  стимулов. Взаимная  упорядоченность  различных

стимулов  повышает  их  совокупный  стимулирующий  эффект.  Они  по  статусу

располагаются да двух ступенях: менее значимые и более значимые.  Достижение

части поощренных работников, второй  ступени,  признается  более  высоким  в

сравнении с достижениями остальных.

    Моральные стимулы   различаются  набором  элементов,  которые  формируют

пространственную и временную  определенность оценочной информации о  человеке

и которые  называется  элементами  стимулирующего  механизма.  Эти элементы

наполняют  форму  и  содержание  вручения   поощрения,   создают   кураж   и

праздничное настроение.

    К внутренним  элементам относятся: содержание, текст о  заслугах  и  вид

носителя   –   трудовая   книжка,   свидетельство,   удостоверение,   бланк;

фотография; значок.

    К внешним: название стимула, официальный статус,  процедура вручения,

частота применения,  эстетические  достоинства.  Они  влияют  на  авторитет,

значимость, фактический  статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует два вида морального стимулирования – морально-материальное и морально-психологическое.

4.1 Материально-социальные  стимулы 

создание  необходимых условий высокопроизводительного  труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др. Хотя всегда предпринимались попытки стандартизировать условия труда, в результате ряда исследовательских работ оказалось, что, например, идеального рабочего места не существует. Идеальное с точки зрения общих правил НОТ рабочее место не отвечает потребности в новых впечатлениях, в повышенной двигательной активности, возникающей как следствие высокой подвижности нервных процессов.

возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие -только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.

стимулирование  свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки. Система стимулирования трудовой активности предполагает оптимальное соотношение рабочего и свободного времени, т.к. у людей кроме самой работы могут быть и другие не менее важные дела, например, занятия спортом, хобби или просто отдых. Если работник нуждается в свободном времени, а его целиком поглощает работа, то он будет избегать ее, понижая таким образом производительность труда.

улучшение отношений в коллективе. К внутренним условиям создания психологического микроклимата в коллективе, благотворно влияющего на состояние работающих, относят авторитет и особенности личности руководителя, стиль его руководства, совместимостьчленов коллектива по характерам, ценностным ориентациям, эмоциональным и другим свойствам, наличие влиятельных лидеров в неофициальных группах и отношение этих лидеров к производственным задачам, стоящим перед коллективом и т.п. Все эти факторы накладывают своеобразный отпечаток на психологическую атмосферу коллектива, на характер и формы межличностных отношений, коллективные мнения, настроения, на целеустремленность, направленность, сплоченность, требовательность,дисциплинированность, самостоятельность, социальную активность, устойчивость.

продвижение по службе. Один из наиболее действенных стимулов, т.к. во-первых, при этом повышается оклад; во-вторых, расширяется круг полномочий и соответственно работник становится причастен к принятию важных решений; в-третьих, повышается степень ответственности, что заставляет человека работать эффективнее и не допускать промахи и ошибки; в-четвертых, повышает доступ к информации. Словом, повышение в должности позволяет работнику самоутвердиться, почувствовать себя значимым, нужным фирме, что конечно же делает его заинтересованным в своей работе[3].

 

4.2 Морально-психологические  стимулы

Достижение. Потребность в достижении определяется как потребность в успехе соревнования, измеренная в сравнении с личными трудовыми вкладами высокого качества.Стимулирование достижением может происходить за счет предоставления людям возможности выполнять свою работу в условиях растущего простора для использования их навыков и способностей.

Информация о работе Моральное стимулирование