Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:43, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение мотивации и её роли в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия. Данная работа состоит из трёх глав, в которых рассматриваются следующие вопросы:
В первой главе рассматривается сущность мотивации, теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией
Во второй главе исследуются теории мотивации: содержательные и процессуальные.
В третьей главе анализируется система мотивации на ООО “Арс-Инвест”, и осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации на данном предприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….…...3
1. Сущность мотивации в системе управления………………………………...…5
2. Теории мотивации………………………………………………………………12
2.1.Содержательные теории мотивации…………………………….…….…..…12
2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………................17
3. Анализ системы мотивации на ООО “Арс-Инвест”……….……..……….….21
3.1. Общая характеристика предприятия ООО “Арс-Инвест”……………........21
3.2. Анализ уровня мотивации в ООО “Арс-Инвест”……..................................22
3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Арс-Инвест”........26
Заключение …………………………………………………………..……….…..34
Список использованной литературы………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования Российской Федерации

 

Северо-Западный государственный заочный технический  университет

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

«Мотивация  и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала  предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Курсовая работа по 

                                   курсу   «Менеджмента» 

                                                            студента 3 курса, заочного отделения

                                  Института управления

                                 производственными и

                                                   инновационными программами                                                            

                                      специальность 080502 (м)

                                                  

                                                      Работа сдана «22» марта 2011 года.

                                              Проверила: Гомельская В.Ю.

                                                            « 22» марта 2011_г.

                                                        

 

Санкт-Петербург, 2011


 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….…...3

1. Сущность мотивации  в системе управления………………………………...…5

2. Теории мотивации………………………………………………………………12

2.1.Содержательные теории мотивации…………………………….…….…..…12

2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………................17

3. Анализ системы мотивации на ООО “Арс-Инвест”……….……..……….….21

3.1. Общая характеристика предприятия ООО “Арс-Инвест”……………........21

3.2. Анализ уровня мотивации в ООО “Арс-Инвест”……..................................22

3.3. Совершенствование мотивации на предприятии ООО “Арс-Инвест”........26

Заключение …………………………………………………………..……….…..34

Список использованной литературы………………………………………..…...36

Приложения………………………………………………………………….……37

 

Введение

 

В настоящее время  не вызывает сомнений тот факт, что  людские ресурсы играют более важную роль в развитии экономики, чем материальные ресурсы, что работа с персоналом - одна из основных функций управления и предпринимательской политики фирмы. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации людские ресурсы, необходимо создать для людей такие условия, в которых им хотелось бы работать с пользой для себя и организации. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, используя которые можно воздействовать на поведение и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нужном для организации направлении. Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая таким образом свой вклад в успешное функционирование организации.

Именно мотивация персонала, его преданность компании, его  настрой на высокую самоотдачу в  труде, являются основой эффективного раскрытия потенциала человеческих ресурсов любой организации. Самым странным в этой связи является неспособность многих руководителей использовать в процессе управления людьми те знания, которые у них давно и прочно сформировались вне работы, так сказать на бытовом уровне. В общении с членами семьи, родственниками и знакомыми они не раз могли убедиться, что готовность людей к дополнительным усилиям, к сотрудничеству возрастает одновременно с ростом их заинтересованности (то есть мотивации).

Актуальность проблемы мотивации не оспаривается, так как  от четкой разработки эффективной системы  мотивации повышения социальной и творческой активности конкретного работника, но и конечный результат деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Целью курсовой работы является изучение мотивации и её роли в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия. Данная работа состоит из трёх глав, в которых рассматриваются следующие вопросы:

В первой главе рассматривается сущность мотивации, теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией

Во второй  главе исследуются теории мотивации: содержательные и процессуальные.

В третьей главе анализируется система мотивации на ООО “Арс-Инвест”, и осуществляется разработка предложений по совершенствованию мотивации на данном предприятии.

В заключении подводятся выводы по проведенному исследованию.

Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в трудах классиков экономической теории, работах отечественных и зарубежных ученых. Методология исследования выстроена с применением таких методов: метод системного подхода; изучение и обобщение научной литературы; динамические и статистические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность мотивации в системе управления

 

Мотивация - одна из центральных категорий науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей.1 Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

В конкретно-содержательном отношении мотивация понимается как психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления.

Таким образом, мотивация  есть сознательный выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

Мотивация занимает одно из центральных мест в системе  управления любым социально-экономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.

Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, и любой неформальной организации.

Успешность управления социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная  система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

По нашему мнению, одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация2.

Мотивация – это стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей3.

Для управления очень  важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.

Мотив играет роль причины, объективной необходимости что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находиться “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей - довольно непростое дело. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.

Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а  их суммой, в рамках которой они  находятся в конкретном отношении  друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная  структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру – это задача менеджера.

Рассмотрим виды мотивов  к труду:

а) мотив социальности (потребность быть в коллективе). Этот мотив в особенности характерен для восточного (японского) стиля  управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России;

б) мотив самоутверждения  характерен для значительного числа  работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации;

в) мотив самостоятельности  присущ работникам с «хозяйской»  мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»;

г) мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д.т.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство;

д) мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит  в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов;

е) мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается  свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации;

ё) мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект4.

В зависимости от того, какие цели преследует мотивация  можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

Внешнее мотивирование - это процесс административного  воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот  ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.

Внутреннее мотивирование - является более сложным процессом  и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.

Информация о работе Мотивация и её роль в повышении социальной и творческой активности персонала предприятия