Мотивация как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 10:46, курсовая работа

Описание

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии.

Содержание

Введение
Основы мотивации.
Значение понятия «мотивация»
Общие, первичные и вторичные мотивы
Подходы к трудовой мотивации
Анализ современных теорий мотивации.

2.1 Содержательные теории трудовой мотивации.

2.2 Процессуальные теории трудовой мотивации

2.3 Мотивационная теория подкрепления.
Использование современных теорий для мотивации персонала предприятия.

Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

     2) Теория приобретенных  потребностей Дэвида Мак-Клеланда.

     Д. Мак-Клелланд выдвинул теорию, где представлены внешние уровни потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Она описывает потребности, являющиеся приобретенными, развивающиеся на основе обучения и жизненного опыта и оказывающие заметное воздействие на поведение человека. Автор выделил три вида потребностей: достижения, соучастия и властвования.

     Потребность в достижении проявляется, как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Причем люди будут работать эффективно, только в том случае, если цели реально достижимы и гарантировано получение результата. Кроме того, менеджеру необходимо учесть, что цели, поставленные работником самостоятельно, достигаются с большей активностью.

     Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой  степенью данной потребности желают получить одобрение и поддержку  со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия и предоставлять им возможность активного взаимодействия с широким кругом людей.

     Потребность властвовать проявляется в стремлении контролировать ресурсы и процессы. Лица с высоким уровнем данной потребности могут быть разделены  на две группы.

     1) те, кто стремится к власти  ради самой власти. Их привлекает  возможность командовать другими, а интересы организации для них часто отходят на второй план и теряют смысл;

     2) те лица, которые стремятся к власти ради решения организационных задач и выполнения ответственной руководящей работы. В данном случае властвование – это средство достижения целей организации.

       Д. Мак-Клелланд считал, что для успеха менеджера наибольшее значение имеет потребность властвования второго типа. В общем, наличие данной потребности у человека приведет к успеху всей организации. Потребности достижения, соучастия и властвования, рассматриваемые Мак-Клелландом, имеют различную степень влияния на мотивацию человека. В зависимости от того, в каком соотношении эти потребности находятся в мотивационной структуре человека, менеджер выбирает ту или иную концепцию мотивирования. [ 4, стр.224]

3) Теория СВР Клейтона Алдерфера

       Сомнения, испытываемые Клейтоном Алдерфером в эмпирических подтверждениях иерархии мотивов А. Маслоу, подтолкнули ученого к разработке новой, альтернативной теории (Alderfer, 1972), основные положения которой были проверены с помощью анкетирования и опросов, проведенных в различных организациях — производственной компании, банке, двух колледжах и школе. Прежде всего, К. Алдерфера интересовала проблема выделения первичных потребностей человека, т. е. природных потребностей живого организма. Удовлетворение связано с внутренним состоянием индивида, который получил что-то, к чему он стремился. Фрустрация, разочарование противоположны удовлетворению — это чувства, охватывающие индивида, безуспешно стремящегося к некоей цели.

       Потребности существования, отражая индивидуальные требования человека к обмену энергией с ее источниками во внешней среде, включают в себя различные формы материальных и физиологических желаний. Так, чувства голода и жажды отражают недостаток средств существования. Зарплата и различного рода выгоды представляют собой способы удовлетворения посредством процесса получения их достаточного количества материальных требований.

       Потребности взаимосвязей включают в себя отношения человека с  другими индивидами и группами — членами семьи, коллегами, начальниками, подчиненными, «игроками» команды, постоянными клиентами и т. д. Человек удовлетворяет потребности взаимосвязей, когда он делится с другими людьми своими мыслями и чувствами. Существенным условием их насыщения является обоюдность этого процесса, стремление не только быть понятым, но понять других. К элементам процесса удовлетворения потребностей взаимосвязей относятся одобрение, подтверждение и понимание.

       Потребности роста побуждают индивида к творчеству или воздействиям по отношению к самому себе или внешней среде. Удовлетворить их позволяет предполагающее использование всех имеющихся (возможно, приобретение новых) у человека навыков практическое решение проблем. Насыщение потребностей роста позволяет людям испытать ощущение своей компетентности и определяется возможностями полного раскрытия способностей индивида.

       К. Алдерфер показал, что его формулировка потребностей значительно отличается от определений А. Маслоу. Исследователь высказал предположение, что выделенные им группы потребностей испытывает каждый человек, хотя и в различной степени. К. Алдерфер подчеркивает отсутствие иерархической структуры потребностей, но указывает, что удовлетворение потребностей низшего уровня оказывает воздействие на желания высшего уровня, и наоборот .

       Основное  отличие теории К. Алдерфера от концепции  А. Маслоу — отказ от идеи иерархии потребностей. Ученый выдвигает гипотезу, согласно которой в случае неудовлетворения потребностей высокого уровня на первый план выходят нужды более низкого уровня, даже если они были насыщены до предела. А. Маслоу же считал, что удовлетворение потребности означает, что она перестает быть мотивом человеческой деятельности. Там, где А. Маслоу видел индивидов, движущихся вверх по лестнице иерархии потребностей, К. Алдерфер анализирует действия людей, у которых по мере изменения условий на первый план выходит одна из трех основных потребностей.

       Эмпирическая  проверка положений обеих теорий затрудняется, прежде всего, тем, что достоверно установить факт удовлетворения индивидом своих потребностей практически невозможно. Ценность концепций А. Маслоу и К. Алдерфера состоит в том, что они инициировали пересмотр предшествующих теоретических воззрений (когда в качестве движущего человеком мотива рассматривалась единственная потребность) и выдвинули гипотезы о возможности удовлетворения работающим в организации индивидом комплекса потребностей. [4, стр. 227]

     4) Двухфакторная теория  Фредерика  Герцберга.

     Еще одной концепцией в рамках содержательного  подхода является теория двух факторов Герцберга, который предложил две  «школы», где показывалось изменение состояния потребности: первая – от удовлетворенности до отсутствия удовлетворенности и вторая – от отсутствия неудовлетворенности до неудовлетворенности. Потребности Герцберг тоже разбил на две группы:

     1) мотивационные факторы (или факторы  удовлетворения) – это достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста;

     2) «гигиенические» факторы (или  факторы условий труда) – это  заработная плата, безопасность на рабочем месте, статус, правила, распорядок и режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношение с коллегами и подчиненными.

     Согласно  теории Герцберга, улучшение условий  труда не будет мотивировать работников. Герцберг объясняет, что если мы хотим действительно стимулировать людей, необходимо думать о вознаграждении, связанном с признанием, достижениями и личным профессиональным ростом, потому что предоставление только гигиенических факторов просто будет устранять неудовлетворение и не делать ничего, чтобы стимулировать служащих в положительном плане. [5, стр.147]

     Таким образом, в Теории Мак-Клеланда, Альдерфера и Герцберга рассматривают мотивацию с различных точек зрения, все они, как правило, базируются на теории Маслоу, которая дает общее представление о содержании мотивации. Основным недостатком всех теорий содержательной концепции является то, что они уделяют внимание анализу факторов, объясняющих мотивацию, но не рассматривают механизма ее деятельности. Этот недостаток преодолен авторами процессного подхода. Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных мотивов, т. е. то, как инициируется и направляется поведение человека, называют теориями процесса мотивации. Эти теории позволяют узнать то, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.

2.2 Процессуальные теории  трудовой мотивации

Теории  процессов призваны объяснить процесс  выбора людьми направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей образцов поведения и оценки эффективности принятого решения. Наибольшую известность получили теория справедливости и теория ожиданий.

  1. Теория ожиданий Виктора Врума.

       ТЕОРИЯ  ОЖИДАНИЙ, часто ассоциирующаяся  с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие  активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

       Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей ожидают, например, что окончание колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Ожидания в отношении затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, коммивояжер может ожидать, что если он обзвонит на 10 человек больше в неделю, чем обычно, объем продаж возрастет на 15%. Менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством. Ожидания в отношении результатов — вознаграждений (Р-В) есть ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов. Продолжая приведенные выше примеры, отметим, что при повышении объема продаж на 15% коммивояжер может ожидать 10% премии или права вступить в привилегированный клуб. Менеджер может ожидать, что в результате предпринятых им усилий, он будет оценен руководством как высококвалифицированный специалист и получит продвижение по службе и связанные с этим льготы и привилегии.  

     

Рисунок 2. Модель мотивации по В. Вруму 

       В этом случае, также как и в предыдущем, если человек не будет ощущать  четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым поощрением или вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать. Так, например, если коммивояжер будет уверен, что 10 дополнительных звонков в день действительно приведут к увеличению объема продаж на 15%, то он может и не звонить, если считает, что вероятность адекватного вознаграждения за достигнутые результаты достаточно мала. Аналогично, если человек уверен, что достигнутые результаты будут вознаграждены, но при разумной затрате усилий ему этих результатов не достичь, то мотивация и в этом случае будет слабой.

       Третий  фактор, определяющий мотивацию в  теории ожидания — это валентность  или ценность поощрения или вознаграждения. Валентность — это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Поскольку у различных людей потребности и пожелания в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Продолжим наши примеры. За выполненную работу менеджер может получить прибавку к жалованию, в то время как он рассчитывал на продвижение по службе или более интересную и сложную работу, или же на большую степень уважения и признания его заслуг. Если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для человека не слишком велика, то теория ожиданий предсказывает, что мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.

       Если  значение любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов будет мало, то будет слабой мотивация и низки результаты труда. Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой (она показана и на рис. 2.). [8, стр. 376]

       Мотивация = З-Р * Р-В * валентность.

  1. Теория справедливости

       Другой  концепцией в рамках процессного подхода является теория справедливости Дж. Адамса, где автор утверждает, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов как по сравнению с предыдущими периодами, так и, что самое главное с достижениями других людей. Человек субъективно определяет отношение полученного результата или вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. По мнению Адамса, каждый субъект всегда мысленно оценивает отношение:

Информация о работе Мотивация как функция управления