Мотивация персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 16:26, контрольная работа

Описание

Актуальность проблем мотивации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, производственной и непроизводственной сфер деятельности.
Чтобы данное утверждение не казалось бездоказательным, в работе будут рассмотрены не только теоретические основы построения систем мотивации, но и конкретные результаты социологических исследований по оценке эффективности функционирующих мотивационных систем
Целью данной работы является анализ основных мотивационных моделей, раскрытие их достоинств и недостатков, области применения на практике, а также возможностей совершенствования механизма мотивации и применяемых на практике моделей мотивации работников.
Как следствие, предметом исследования и анализа является труд и мотивационные модели, способствующие или препятствующие повышению его эффективности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………2
1.МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОСТВА……………………………………………………………………..3
1.Роль и значение мотивации персонала…………………………………….3
2.Методы стимулирования персонала……………………………………….5
3.Теоретические основы стимулирования персонала……………………..7
Заключение …………………………………………………………………………14
Литература………………………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.docx

— 66.54 Кб (Скачать документ)
 

  Определяющими причинами в ситуациях недобросовестного (криминального) отношения персонала  к имуществу и финансам фирмы  названы следующие (табл. 2)

  Причины недобросовестного (криминального) отношения персонала  к имуществу и  финансам фирмы 

Причина Оценка по 5-балльной шкале
Бесконтрольность 3,81
Происхождение из соответствующей демографической  среды 3,36
Недостаток  средств существования 3,10
Подверженность  всех людей к искушению 2,88
Обида на компанию 2,39

  Источник: Результаты исследования методов мотивации. // Управление персоналом. – 2002. - № 1. – С. 30

  Среди наиболее возможных факторов демотивации  в литературе называются:

  • Нарушение негласного контракта;
  • Не использование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит;
  • Игнорирование идей и инициативы;
  • Отсутствие чувства причастности к компании;
  • Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного и профессионального роста;
  • Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег;
  • Отсутствие изменений в статусе сотрудника.

  Рассмотрим  указанные факторы в приблизительном  хронологическом порядке их проявления на новом месте работы:

  1. Нарушение негласного "контракта" 

  При найме на работу кандидат и компания заключают "сделку", в которой  свободное время, энергия и интеллект  обмениваются на определенное материальное вознаграждение, потенциальные возможности  реализовать свои личные мотивы и  некую "среду обитания". Личные мотивы могут быть самыми разнообразными: от возможности каждый день куда-либо приходить и общаться с другими  людьми, до возможности активно работать и видеть результаты своего труда. Зачастую со стороны кандидата деньги в  данной сделке не являются доминирующим фактором, но в ходе интервью принято  делать акцент именно на компенсационный  пакет. Рекрутеры-профессионалы не забывают также постараться обсудить возможности реализации внутренних мотивов кандидата (насколько это  возможно). А вот реальная "среда  обитания", в которую кандидату  предстоит войти, обсуждается очень  мало - потому что кандидаты бояться  задавать вопросы, а менеджеры по персоналу то хранят никому не ведомые  коммерческие тайны, то расписывают  работодателя только в розовом цвете. В "среду обитания" может входить  множество факторов, начиная от внешнего вида офиса и графика работы, до специфики коллектива и поручаемых сотруднику задач. В результате у  потенциального сотрудника формируются  серьезно завышенные ожидания, которые  расходятся с действительным положением вещей в компании. Вскоре после  начала работы сотрудник обнаруживает, что обучение формально, перспектив для роста никаких, коллектив  представляет собой закрытые группки  сотрудников, не пускающие аутсайдеров. Результат тот же - внутренняя мотивация  испарилась, от энергичного и полного  энтузиазма кандидата не осталось и  следа, теперь это вялый сотрудник  с потухшими глазами.

  Рекомендации  по предотвращению данного фактора  демотивации: максимум реалистичной информации в процессе отбора. Формирование реалистичных ожиданий.

  2. Не использование каких-либо навыков  сотрудника, которые он сам ценит 

  Опытным руководителям известно, как опасно брать на работу специалиста, слишком  квалифицированного для предлагаемой ему позиции. Даже если он вдруг согласится на эту работу сам по каким-то личным причинам (например, из финансовых соображений), через несколько месяцев он заскучает  и начнет искать применение своим  нереализованным талантам и навыкам. И пока он не найдет другую, более  соответствующую своему профилю  работу, возможно, придется терпеть  его попытки "подсидеть" не более  квалифицированное чем он, начальство или сунуть нос со своими советами всюду, надменное отношение к  коллегам или открытое неповиновение "этим безграмотным дуракам". Однако наивно полагать, что существует идеальное  совпадение кандидата и вакансии - опытные рекрутеры знают, что  чаще всего наилучший кандидат чего-нибудь все-таки не умеет (или умеет в  недостаточной степени), но при этом обладает какими-либо неуказанными в  описании вакансии навыками. Поэтому  организации практически всегда чему-нибудь учат вновь пришедших (в  явной или скрытой форме, т.е. "по ходу дела"), откладывая при этом "на дальнюю полку" не пригодившиеся  навыки. Неосмотрительное отбрасывание таких навыков со временем чревато  серьезнейшей демотивацией - если туда попадают навыки, которыми сам сотрудник  дорожит.

  Рекомендации  по предотвращению данного фактора  демотивации: одно из решений заключается  в том, что многообразие задач  и ситуаций, с которыми сталкивается организация, часто предоставляет  возможность "протирать пыль" с не ключевых навыков и знаний сотрудников. Пусть это будут  временные, проектные задачи, пусть  отнимающие немного времени (а порой - и вовсе решаемые во внеурочное время), но они дадут вашему сотруднику понять, что вы цените все его  многогранные умения, и что вы не позволите ему забыть то полезное, что он знал раньше.

  Один  из самых банальных примеров: сегодня  довольно много специалистов - не лингвистов, которые достаточно хорошо знают  один или несколько иностранных  языков. При этом нередко их работа практически не требует применения этих знаний. Без практики язык забывается, а этот навык сейчас достаточно высоко ценится на рынке. Поставьте временную  задачу: найти какую-нибудь информацию в иноязычном Интернете, перевести  полезную статью по профилю работы специалиста - и он не будет так  часто задумываться о том, что "торча  в этой дыре", он забывает лучшее, что знал14.

  3. Игнорирование идей и инициативы 

  Приступая к новой работе, сотрудники обычно "фонтанируют" новыми идеями - от совершенствования методов работы до перестановки мебели в офисе для  произведения наиболее благоприятного впечатления на клиента. И чаще всего  от этих идей просто отмахиваются - частично от недоверия новичкам, частично - от нежелания расстаться с привычной  рабочей рутиной, даже если она не эффективна.

  Рекомендации  по предотвращению данного фактора  демотивации: прислушивайтесь к  идеям и предложениям. Даже если они не настолько гениальны, чтобы  стоило их воплощать в "первозданном" виде, из них часто можно что-то почерпнуть. И всегда объясняйте, почему, на Ваш взгляд, та или иная идея не подходить для реализации в Вашей  компании.

  4. Отсутствие чувства причастности  к компании 

  Данный  демотиватор, на наш взгляд, наиболее актуален для сотрудников, работающих вне штата компании или для  вспомогательного персонала. У таких  работников нередко складывается впечатление, что для менеджеров компаний они  вообще являются людьми второго сорта, которые работают на компанию исключительно  из-за денег. Вот и получается, что  промоутер, работающий по срочному контракту, не чувствующий себя частью компании, может "пускать мыльные пузыри" во время большого наплыва покупателей  в торговом зале.

  Рекомендации: Чувство причастности к общему делу и командный дух являются очень  сильным стимулом. Сотрудники, жертвуя  своими личными интересами и временем, готовы работать на достижение целей  компании. Поэтому привлекайте таких  сотрудников к общекорпоративным  мероприятиям, регулярно информируйте их о происходящем в компании. Необходимо так же учитывать, что эта проблема может касаться не только внештатников, но и постоянных сотрудников, а иногда - и целых подразделений.

  5. Отсутствие ощущения достижения, не видно результатов, нет личного  и профессионального роста. 

  В ситуации, когда сама специфика работы не дает возможности развиваться  и достигать результатов, рутинная однообразная работа через определенное время нейтрализует внутреннюю мотивацию  большинства сотрудников, даже тех, которые не любят разнообразия. День сменяется за днем, а содержание работы остается таким же, как год, два, три назад, в задачах нет  вызова. Анализируя проведенные с  компанией годы, сотрудник понимает, что кроме исправно получаемой зарплаты, он не получил ничего. Особенно болезненно переживают отсутствие интересной, "вызывающей" работы люди творческих профессий.

  В другом случае, демотивирующей оказывается  работа, которая структурирована  таким образом, что конечный результат  виден только в конце длинного отрезка времени. Может пройти несколько  лет до того момента, когда сотрудник  увидит свои результаты. Не у каждого  хватит терпения и настойчивости  работать без результатов в течение  такого длительного срока. Человек  может сойти с дистанции на половине пути.

  Рекомендации: Для сотрудников "рутинной" сферы  нужно создавать время от времени  проекты - краткосрочные задачи, часто  в смежных со специализацией сотрудника областях. Это разбавит рутины и  позволит им чему-нибудь поучиться. Для  долгосрочных проектов - всегда разделяйте их на "ощутимые" этапы, активно  артикулируйте промежуточные результаты, и, конечно, поощряйте их. Последний  тезис настолько важен, что мы решили вынести его в отдельный  фактор демотивации.

  6. Отсутствие признания достижений  и результатов со стороны руководства  и коллег 

  Предположим, что сотруднику удается заключить  очень выгодный для компании контракт, но этого никто из компании не замечает, считая, что все так и должно быть. Как вы думаете, какова будет  реакция этого человека? Возможно, в компании не принято замечать своих  достижений или выделять отдельных  сотрудников из общей массы. А  может быть, руководство сильно завышает критерии оценки результатов работы сотрудников?

  Рекомендации: радуйтесь "победам" Ваших сотрудников. Поощряйте их за это, возможно, не всегда финансово, но зато всегда - словесным  одобрением и поддержкой.

  7.Отсутствие  изменений в статусе сотрудника 

  Структурные ограничения являются наиболее распространенной причиной замедления и остановки  карьерного роста, точнее сказать, изменения  статуса сотрудника в организации, дающего полномочия, власть, возможность  решать новые задачи и расти. Ситуация типична для крупных компаний с иерархичной структурой. К примеру, когда на место супервайзера претендует до 15 торговых представителей, в такой  ситуации, как правило, даже выдающийся сотрудник может просидеть на своей должности не один год. Многие многонациональные компании, производящие потребительские товары, предлагают очень достойный компенсационный  пакет и множество других возможностей при отсутствии возможностей повышения  своего статуса, но, тем не менее, не могут гарантировать высокий  уровень мотивации и лояльности их сотрудников. В результате сотрудники уходят в другие компании на более  высокие позиции. Не последним по значимости демотиватором является субъективизм руководства при принятии решений о перемещении сотрудников. Представьте себя на месте сотрудника, засидевшегося в своей должности  и явно из нее выросшего, в момент, когда на освободившееся вакантное  место назначают другого человека.

  Рекомендации: в этом случае целесообразно использовать различные приемы изменения статуса  без изменения должности, например, руководство временным проектом.

  Особе внимание в современных условиях, по мнению специалистов необходимо уделять  такому фактору поведения сотрудников, как внутренняя мотивация, хотя именно он сегодня зачастую остается в стороне. Такое невнимание приводит к негативным последствиям, препятствуя эффективной  работе сотрудников.  

Заключение

  Сравнительный анализ мотивационных систем, применяемых  на предприятиях (фирмах) многих стран  наглядно показал, что каждая в отдельности  модель мотивации не имеет адекватных признаков и существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать  вполне закономерным явлением, так  как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая  могла бы успешно применяться  без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более  отдельного государства в целом. Даже в условиях централизованного  управления экономикой, когда тарифная и премиальная системы были строго регламентированы, отдельные предприятия  находили и разрабатывали свои модернизированные  системы мотивации, побуждавшие  работников конкретного предприятия  трудиться более эффективно и  качественно, хотя инновации в этой области происходили, как правило, при условии предоставления им определенных правовых преимуществ в порядке  эксперимента.

  Эффективность той или иной мотивационной системы  в практической деятельности во многом зависит от органов управления сверху вниз, хотя за последние годы сделаны  определенные предпосылки к повышению  роли самих предприятий к разработке собственных систем мотивации, которые  на конкретном отрезке времени позволяют  претворять в жизнь стоящие перед  предприятиями цели и задачи в  условиях рыночных отношений.

  Сейчас  вряд ли надо кого-либо убеждать, что  мотивация является основополагающим фактором побуждения работников к высокопроизводительному  труду. В свою очередь функционирование систем мотивации, их разработка преимущественно  зависят от работников аппарата управления, от их квалификации, деловых качеств  и других качественных характеристик.

  В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации персонала, нельзя. Осуществление программ стимулирования труда всегда требует больших  затрат, но эффект, который они могут  принести, значительно больше. Ведь именно сотрудники являются главным  ресурсом любой компании. Эффективность  их работы определяет результат деятельности организации. Достичь наибольшей отдачи можно только в том случае, если выгоду от труда работника имеет  и компания, и он сам. Поэтому для  достижения наилучших результатов  работы компании необходимо найти те мотивы, которые движут каждым сотрудником  в его трудовой деятельности, и  создать ему такие условия, чтобы  он мог и хотел выполнить поставленные перед ним задачи.

Информация о работе Мотивация персонала