Мотивация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:37, реферат

Описание

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Как показывает опыт развитых стран и опыт некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие предпринимательства способствует решению целого ряда задач. Основные из них - это демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, решение проблемы занятости, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование среднего класса и общей деловой среды.

Содержание

Введение
Процесс предпринимательства и его экономическая сущность
Мотивация предпринимательской деятельности
Особенности мотивации в предпринимательской деятельности
Изменения мотивации труда в рыночных условиях
Мотивационные ресурсы в управлении
Эффективность управления мотивацией, ее формы и методы
Воздействие на мотивацию факторов внутренней среды.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мотивация предпринимательской деятельности.rtf

— 110.83 Кб (Скачать документ)

В связи с переходом на новые условия хозяйствования и проводимые в России рыночные реформы с начала 90-х годов XX века и в настоящее время российская культура труда и соответственно мотивация труда претерпевают значительные изменения. Это явление можно объяснить следующими причинами.

Во-первых, в связи с либерализацией цен, инфляционными процессами, рыночной конкуренцией предприятий исчез дефицит товаров повседневного и социального спроса. Структура производства от преобладания продукции военно-промышленного комплекса сместилась в сторону социальных ориентиров. Появление частной собственности на землю и недвижимость, открытость границ и возможность путешествовать за рубеж, огромный приток в страну импортных товаров из разных стран мира (в основном бытовой техники, одежды и автомобилей) бывших до этого времени лишь недосягаемой мечтой многих наших сограждан, привели к преобладанию материальных потребностей людей. Период накопления капитала и сбережений, пришедшийся на 90-е годы XX века при ослабленном контроле со стороны государства, появление свободно конвертируемой валюты заставили людей зарабатывать денежные средства всеми возможными легальными и нелегальными способами. Поэтому в мотивации трудовой деятельности на первый план вышли материальные потребности, превалирующие и по сей день.

В связи с этим большое значение приобрели экономические методы мотивации. Главную роль здесь играет стимулирование, составляющее материальную основу мотивации. Многие руководители и ученые-экономисты считают материальное стимулирование основным фактором развития коммерческих предприятий.

Вторая причина изменения мотивации -- это то, что потребности людей в безопасности и защищенности перестали удовлетворяться со стороны государства и руководства предприятий так, как это происходило в советское время.

Рынок по своей природе несовершенен и не призван к решению социальных проблем. Эту функцию выполняет государство, которое вмешивается в рыночную экономику и путем принятия соответствующих законов стремится устранить социальное неравноправие и снизить социальную напряженность в обществе. Однако в любой стране с рыночной экономикой одной из тяжелейших социальных проблем является безработица, так как рынок труда и рабочей силы, также как и любой другой подвержен воздействию спроса и предложения.

Поэтому многие работники абсолютно не уверены в своей занятости на конкретном рабочем месте и боятся потерять работу. При этом качество их труда не всегда является основной причиной потери рабочего места, так как организация -- это открытая система, действующая во внешней среде и, следовательно, подверженная воздействию экономических циклов, кризисов и других экономических явлений. Если предприятие разоряется, то в первую очередь оно увольняет большую часть своих работников. В связи с этим, говоря о мотивации труда, следует учитывать в какой стадии находится национальная экономика (кризис, спад, подъем, депрессия), так как на каждом этапе, некоторые элементы мотивации будут розниться.

Социальные потребности в настоящий период времени не менее важны, чем материальные потребности, однако, в отличие от советского времени они носят не коллективный, а индивидуальный характер. К ним относятся такие факторы мотивации, как многолетняя привычка работы в данном коллективе, возможность свободного и дружеского общения с коллегами по работе и граничащий с самоуважением фактор ощущения своей нужности людям, как коллегам, так и клиентам, и другим, находящимся во внешней среде. Социальные потребности могут учитываться или не учитываться руководителями экономических субъектов, удовлетворяться или не удовлетворяться, но исследования подтверждают то обстоятельство, что там, где эта группа потребностей удовлетворяется, в коллективе благоприятный социально-психологический климат, а текучесть кадров снижается. При этом даже в периоды экономического спада или депрессии, когда руководители предприятий не в состоянии активно стимулировать работников материальными методами поощрения, упомянутые социальные факторы мотивации играют роль внутреннего вознаграждения и работники (конечно, не все, но достаточно большой процент) продолжают работать на предприятии.

Следует отметить, что социальные потребности свойственны всем возрастным группам, независимо от уровня образования и должностного статуса.

Особенно остро это проявлялось в 1992−94 г. одах, когда в стране свирепствовала галопирующая инфляция и на подавляющем большинстве предприятий зарплата либо не выплачивалась вовсе в течение долгого времени, либо платилась в очень малом размере. Эти меры преследовали цель снижения совокупного спроса и соответственно снижения цен. Однако многие работники продолжали работать на своих предприятиях, в силу потребности в причастности к своему предприятию.

5. Мотивационные ресурсы в управлении

Одним из мотивационных ресурсов является -- организация труда.

Организация труда -- это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования работника в процессе производства, способствующего достижению высокой результативности трудовой деятельности. Организация труда заключается в установлении определенного порядка построения и осуществления процесса труда. К элементам организации труда в коллективе относятся:

  • функциональное разделение и кооперация труда -- обособление видов трудовой деятельности и система коммуникаций между работниками в процессе труда;
  • рационализация приемов и методов труда, благодаря которым обеспечивается наиболее экономичное выполнение операций (с позиции затрат времени и усилий работника);
  • организация рабочего места, т.е. оснащение его необходимыми средствами производства и их рациональное размещение (планировка);
  • организация обслуживания рабочего места;
  • виды обслуживания, формы его предоставления, выбор исполнителя.

В более широком смысле к организации труда относится нормирование труда, играющее важную роль в разработке стимулирования работника на достижение тех или иных количественных и качественных результатов.

В организации труда находят применение специальные нормативные документы, содержащие описание всех видов операций, наиболее рациональные методы их выполнения (трудовой процесс) с указанием затрат времени на операцию. В этом отношении большое значение имеет проектирование организации труда, разработка в соответствии с запроектированными организационно-техническими условиями норм затрат времени на выполнение работы.

6. Эффективность управления мотивацией, ее формы и методы

Эффективность мотивации определяется в итоге по общим конечным результатам, т.е. по высокой производительности труда и эффективности производства и высокому качеству производимой продукции (работ, услуг). 

Для ее реализации необходимо, чтобы процесс труда был хорошо организован, чтобы отсутствовал простой в работе по организационно-техническим причинам, чтобы порученная работа соответствовала бы его уровню квалификации и профессиональной подготовки работника. Работник не должен отвлекаться на выполнение несвойственных ему функций, не соответствующих уровню его квалификации. Так, например, в советское время, многие научные и инженерно-технические работники должны были в «добровольно-принудительном порядке» ездить на сельхозработы и на овощные базы, а на предприятиях метрополитена и в настоящее время инженерно-технических работников, включая руководителей среднего звена, в зимний период времени периодически по два-три раза в месяц направляют на расчистку снега на подъездных путях в электродепо. Хотя с другой стороны такие работы сплачивают коллектив и повышают уровень социальных потребностей в коллективе.

Работнику должны быть созданы нормальные санитарно-гигиенические условия труда, обеспечивающие нормальный уровень интенсивности. Большую роль играют социально-психологическая обстановка, способствующая взаимодействию исполнителей в процессе работы, появлению стимулов к высокопроизводительной и эффективной работе.

Важным представляется также надлежащее выполнение работниками своих производственных и служебных обязанностей, соблюдение ими трудовой дисциплины, трудовая активность и творческая инициатива являются проявлением потребностей в самоуважении. В связи с этим существует целый набор ресурсов, способствующих эффективному процессу управления. 
 
 

     Заключение 

     В заключении хотелось бы отметить значимость явления предпринимательства - не только сугубо для организации, а для общества в целом и экономики страны.

     Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

     Социальная значимость предпринимательства определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. 
 

 

      Список использованной литературы 

  1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.
  2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом [Электронный ресурс]: http://polbu.ru/bogatin_econmanage/ch00_i.html
  3. Лигинсук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1 [Электронный ресурс]: http://e-college.ru/xbooks/xbook032/book/index/index.html
  4. Предпринимательская деятельность: учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. Т.А. Туренко. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.
  5. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности / Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  6. Электронный ресурс: http://www.pragmatist.ru/author/admin Рубрика: Мотивация труда

Информация о работе Мотивация предпринимательской деятельности