Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 14:56, курсовая работа

Описание

Основная деятельность человека - это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3

1 Мотивация и стимулирование труда……...……………………………………...4

1.1 Сущность понятия мотивация…………………………………………...4

1.2 Содержательные теории мотивации…………………………………….8

1.3 Процессуальные теории мотивации……………………………………15

1.4 Основы стимулирования труда…………………………………………19

2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ООО«Молоко»……………………...…………………………………………..23

2.1 Создание условий для производительного труда на предприятии…..23

2.2 Организация стимулирования труда на предприятии………………...26

3 Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом……...……..31

3.1 Стратегия управления человеческими ресурсами ООО «Молоко»31

3.2 Проблемы мотивации труда на российских предприятиях………..33

Заключение………………………………………………………………………….36

Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по организации производства и технологии в отрасли.doc

— 456.42 Кб (Скачать документ)

   Для российского отделения IBM неприятным сюрпризом стал переход его руководителя  С. Карелова, команда которого за 4 года сумела увеличить объем бизнеса в 40 раз, в компанию Silycon Graphicks, а для компании Mars - уход в 1998 г. ряда российских менеджеров, обеспечивших фирме прорыв на рынок РК в 1995-1996 годах.

   В целом же, по оценке, около 80 % западных корпораций, действующих на казахстанском рынке, и до 50% местных лидирующих компаний теряют своих менеджеров в связи с переходом их к конкурентам.

   Было проведено исследование эффективности методов стимулирования работников. Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп.

   Первая группа:

  • ценные подарки - в 64 компаниях;
  • моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) - в 58 компаниях;
  • отгулы и дополнительные отпуска - в 40 компаниях.

    Вторая группа менее распространена:

  • внесение имени сотрудника в анналы истории;
  • вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета;
  • награждение памятными значками - в 11 компаниях.

   Третья группа выглядит несколько экзотично:

  • 6  компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты;
  • 3 - предлагают сотрудникам участие в прибыли;
  • 2 компании даже продают сотрудникам акции.

   Если применить комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание и выдача ссуд. На втором - оплата проезда. Далее, в порядке убывания, - страхование, питание, обучение и др.

   Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма значительной части респондентов (от 39 до 67 %% от числа использующих по различным их составляющим).

   Доля респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала гораздо ниже (от 17 до 33 %, практикующих ту или иную форму поощрения), чем попавших в это же положении при оценке компенсационного пакета (от 39 до 67 %%).

   Снова применив комплексную оценку по признаку “эффективно - дешево”, получим следующий рейтинг.

   Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают (в порядке убывания):

  • привлечение средств персонала под %;
  • моральные поощрения;
  • занесение в книгу истории организации или на доску почета,
  • награждение туристическими путевками, памятными значками и т.п.;
  • отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.

   Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в прибыли и продажи сотрудникам акций компании.

   Количество компаний, реализующих подобные программы невелико, и судя по распределению оценок, использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет.

   Можно прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов персонала и т.п.

   Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных во все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем, основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма. 
 
 
 
 

   Заключение

   В условиях жесткой конкуренции многие фирмы сохранились и эффективно функционируют. Одной из причин их «выживаемости» является эффективное управление персоналом, стимулирование и мотивация труда.

   Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие, отрицательные результаты, как текучесть кадров. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.

   Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.

    В этом состоит подход к мотивации, основанный на “Теории Y”, суть которого - воздействие на психологическое состояние работника. Однако эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование “Теория X”. Согласно посылкам этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация.

   Однако те методы аттестации, которые применяются у нас в стране, еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится. Уникален опыт ООО «Молоко» г. Каменска-Уральского. Предприятие успешно развивается, делая ставку на эффективное управление персоналом. Мотивация труда осуществляется по всему спектру потребностей работников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной источников:

  1. Организация производства и управление предприятием. // Под ред. О.Г. Туровца. М.: ИНФРА*М. 2007 г.
  2. Менеджмент // Под ред. Проф. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: ЮНИТИ. 2006 г.
  3. Менеджмент // Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. М.: ИД ФБК - Пресс. 2004 г.
  4. Д. Бодди, Р. Пэйтон. Основы менеджмента. Санкт-Петербург: Питер. 2004 г.
  5. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер. 2004 г.
  6. Галенко В.П., Страхова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий.-  М.: Финансы и статистика.2002 г.
  7. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.: Дело. 2001 г.
  8. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.// Человек и труд. 2000 г. - №10.- С 12-15.
  9. Кокорев В.П. Материально-денежная мотивация управленческого труда. hppt://www.dcn-asu.ru/kokorev1/book.html. - 28 с.
  10. Бородкин Л.И. Об эволюции мотивации труда промышленных рабочих. hppt://www.hist.msu.ru/Departmets/Ecohist/ОВС/borodkin.htm
  11. Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива.,/ Уч.пособие “The Open University”. 1999 г.
  12. Мэскон Хедоуси. Основы менеджмента. М.: Дело. 2000 г.

Информация о работе Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом