Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:26, реферат
Раздел 3.1 Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но прежде всего:
«Мотивация труда в России»
Раздел 3.1 Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но прежде всего:
Первой отличительной
особенностью развития систем мотивации
является тот факт, что в производственно-
Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).
Третья отличительная
особенность состояла в том, что
мотивационные системы
Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.
Неэффективность
функционирования действующих систем
оценки можно подкрепить результатами
ранее проведенного исследования на
российских предприятиях.
Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных
ответили, что действующие критерии оценки
учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают
частично, 11.
3% - не учитывают.
Пятая отличительная
особенность состояла в том, что
мотивационные модели, действующие
в России полностью исключали
возможности инженерно-
Шестая отличительная
особенность мотивационных систем
России состояла в том, что социальное
стимулирование трудовой деятельности
данных категорий работников осуществлялось
преимущественно без учета результатов
индивидуального труда, так как социальными
благами коллективного труда пользовались
как работники, достигшие высоких показателей
в работе, так и работники, не проявляющие
особого интереса к трудовой деятельности.
Например, предприятие создало прекрасную
социально-бытовую базу (сеть дошкольных,
лечебных учреждений, профилакториев
и баз отдыха, спортивных сооружений и
т.д). Созданные коллективным трудом социальные
блага предоставлялись в первую очередь
рабочим и только затем инженерно- управленческому
персоналу, так как главной производительной
силой считался рабочий, а не работники
интеллектуального труда, чьи творческие
идеи рабочие воплощали в реальную жизнь.
Более того, если рабочий трудился малопроизводительно,
нарушал правила внутреннего распорядка,
но отличался плохим здоровьем, ему в первую
очередь предоставлялись социальные блага.
Седьмая отличительная
особенность мотивационных
Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что стимулирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и экономической ситуации в России свело на нет его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.
Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит прежде всего от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в стимулировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.
Раздел 3.2 Мотивация труда на российских
предприятиях
Оплата труда
является мотивирующим фактором, только
если она непосредственно связана
с итогами труда. Работники должны
быть убеждены в наличии устойчивой
связи между получаемым материальным
вознаграждением и
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно организовать высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:
1. признавать ценность работника
для организации, предоставлять
ему творческую свободу,
2. применять программы обогащения труда и ротации кадров;
3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;
4. устанавливать
работникам скидки на
5. предоставлять
средства для проведения
Ниже будут сформулированы мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.
На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На рабочих
местах следует формулировать
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно
предоставлять максимально
Большинство людей
стремится в процессе работы приобрести
новые знания.
Поэтому так важно обеспечивать подчиненным
возможность учиться, поощрять и развивать
их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.