Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:48, реферат
В общем случае мотивация – это процесс побуждения к труду. Любой руководитель, если он хочет добиться эффективной деятельности своих подчинённых, должен не забывать о наличии для них стимулов трудиться. Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Введение
1. Трудовая мотивация
2.Способы улучшения мотивированности труда
3. теория мотивации труда на западе
4. Мотивация персонала
Список использованной литературы и источников
Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.
Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.
Обогащение
труда подразумевает
Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение дня периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.
Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.
Следует отличать еще одну сторону этой
проблемы - низкая трудовая культура самих
работников. Длительное время, работая
в неудовлетворительных санитарно-гигиенических
условиях, человек не умеет, да и не хочет
правильно организовывать свое рабочее
место. В последнее время на наших передовых
предприятиях в качестве эксперимента
стали внедряться японские методы управления
производительности, одним из которых
является повышение культуры производства.
Соблюдение пяти принципов работы является
одним из элементов трудовой морали:
Состояние
рабочего места оценивается ежедневно
при проверке побальной оценки на соответствии
его содержания указанным правилам. Рабочие
прямо заинтересованы в постоянном поддержании
в хорошем состоянии своего места, так
как в этом случае увеличивается на 10%
тарифная часть его заработка. Применение
такой системы позволяет повысить уровень
культуры производства и способствует
росту производительности труда.
3.
ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА
НА ЗАПАДЕ
В практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложности выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администрации, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии.
Одной
из форм мотивации, нашедшей широкое
применение в практике зарубежных и
отечественных предприятий
Работа, которая выполняется только дома за компьютером называется телеработой. Основной ее недостаток - изоляция, однако, для некоторых категорий работников, к тому же обременённых семейными обязанностями, предпочтительнее именно такая форма организации труда.
Эксперимент
оправдал ожидания и был подхвачен
другими компаниями. Фирма «Бритиш
Телеком» прогнозирует, что к 2000 году
телеработой будет занято около
15% рабочей силы. Если этот прогноз
оправдается будет получен
Один из действенных методов мотивации - создание самоуправляемых групп. В качестве примера можно сослаться на опыт американской фирмы «Digital Equipment», где такие группы сформированы в управлении общего учета и отчетности, входящим в один из 5 центров управления финансовой деятельностью. Группы самостоятельно решают вопросы планирования работ, приема на работу новых сотрудников, проведения совещаний, координации с другими отделами. Члены групп поочередно участвуют в совещаниях менеджеров компаний.
На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.
Люди,
у которых преобладает
Мотивация
на основании потребности в
Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделял два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию X» и «теорию Y».
«Теория X» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
«Теория
Y» основана на демократических принципах
делегирования полномочий, обогащения
содержания работы, улучшения взаимоотношений,
признании того, что мотивацию людей определяет
сложная совокупность психологических
потребностей и ожиданий. Демократический
руководитель считает, что работа человека,
естественное состояние, и «внешний» контроль
не главное и не единственное средство
воздействия, работник может осуществлять
самоконтроль, стремиться к ответственности,
склонен к самообразованию и изобретательности.
4.
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
Мотивация
трудовой деятельности формируется
как под воздействием внутренних факторов
(потребностей), так и внешних (стимулов).
Система мотивации труда персонала наиболее
эффективна, если она воздействует на
те аспекты, которые согласуются с внутренними
мотивами работника.
Существует
много теоретических и
Процессуальные теории мотивации - теории мотивации трудовой деятельности, исходящие из поведения людей с учетом их восприятия и познания. Процессуальные теории исходят из того, что индивиды оценивают различные виды поведения через полученные результаты, которые можно измерить.
Содержательные теории мотивации -
теории мотивации трудовой деятельности,
базирующиеся на идентификации потребностей,
которые заставляют людей действовать
так, а не иначе.
Двухфакторная
теория мотивации
Ф. Герцберга
Теория двух факторов - по Ф. Герцбергу - теория мотивации трудовой деятельности персонала, согласно которой потребности можно разделить на две части:
В теории двух факторов иерархия потребностей состоит из:
На
удовлетворенность работой
Мотиваторы непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации сотрудников и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда.
На
неудовлетворенность работой
Сами
по себе гигиенические факторы не
вызывают удовлетворенности, но их ухудшение
порождает неудовлетворенность
трудом.
При улучшении гигиенических факторов
неудовлетворенность не ощущается, но
когда такое улучшение воспринимается
сотрудниками как естественное, само собой
разумеющееся, то нет и удовлетворенности.
Теория
Герцберга тесно связана с
иерархией потребностей Маслоу. Гигиенические
факторы соответствуют