Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа
Исследование роли мотивации с анализа основных теорий мотивации. При этом внимание уделяется сходству, общим чертам теорий одной группы. Группа первоначальных теорий мотивации включает в себя политику «кнута и пряника», теории «X», «Y» и «Z». Содержательные теории мотивации изучают потребности человека и предлагают их иерархическую классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ теорий мотивации………………………………………………6
1.1. Понятие мотивации……………………………………………………...…6
1.2. Первоначальные теории мотивации………………………………….….10
1.3. Содержательные теории мотивации………………………………….…14
1.3.1. Теория потребностей Маслоу…………………………………………....14
1.3.2. Теория существования, связи и роста Альдерфера…………………..…18
1.3.3. Теория приобретенных потребностей Макклелланда………………….19
1.3.4. Теория двух факторов Герцберга……………………………………..…22
1.3.5. Соотношение различных теорий мотивации……………………….…...24
1.4. Процессуальные теории мотивации………………………………….….26
1.4.1. Теория ожиданий…………………………………………………………26
1.4.2. Теория справедливости Адамса……………………………………….…29
1.4.3. Теория Портера – Лоулера……………………………………………….30
Глава 2. Мотивация в системе управления организацией………………….…34
2.2. Концепция партисипативного управления……………………………...34
2.3. Материальные потребности как основа мотивации……………………36
Заключение………………………………………………………………….……41
Список литературы………………………………………………………………43
Оплата труда является важнейшим мотивационным стимулом к труду, а ее величина по сравнению с другими предприятиями региона будет иметь для России на ближайшую перспективу важнейшее значение. В странах ЕС нет значительных различий в оплате труда и ценах на товары потребительской корзины. Оплата труда работников российских предприятий примерно в 6-8 раз ниже, чем в западных компаниях идентичных отраслей. Поэтому влияние данной группы показателей на качество жизни будет весьма различным. К показателям оплаты труда относятся хороший оклад (тарифная ставка), вознаграждение за конечный результат, премии по итогам квартала и года, премии за выслугу лет, по возрасту и такой социологический показатель, как ощущение экономического благосостояния.
Рабочее место также является важным критерием оценки качества трудовой жизни. Такие показатели, как территориальная близость к дому, хороший офис, дизайн и мебель, современная оргтехника и хорошие эргономические и физиологические условия труда, приводят к экономии человеческой энергии и росту производительности труда. Человек хочет на работе ощущать личную безопасность, предпочитает пользоваться служебным транспортом, иметь удобную или оплачиваемую автостоянку для транспорта. Совокупность перечисленных показателей будет определять комфортность условий труда на конкретном предприятии, а дискомфортность заставит искать более достойное место работы.
Руководство предприятия образует целую группу социально-психологических показателей, влияющих на качество трудовой жизни. К числу показателей данной группы относят доверие к руководителям со стороны сотрудников, хорошие отношения с начальником, соблюдение прав личности на работе, стабильную кадровую политику ан предприятии, уважение к подчиненным и преданность руководства и сотрудников предприятию. Двойная мораль руководителей, значительная дифференциация в оплате труда высшего руководства и рядовых сотрудников, нестабильность в работе с персоналом, нарушение прав человека, сдача в аренду коммерческим фирмам производственных площадей, в то время как значительная часть коллектива частично занята – факторы, разрушающие трудовой коллектив предприятия.
Служебная карьера определяет служебный путь человека, его возможность самомотивации и самовыражения и, предположительно, влияет на качество трудовой жизни. Среди качественных показателей можно выделить планирование служебной карьеры, поощрение обучения персонала, продвижение по заслугам, объективную аттестацию кадров, отсутствие апатии и застоя в движении персонала. Можно утверждать, что показатели служебной карьеры наиболее важны для мотивации людей с выраженной потребностью сделать свой бизнес, продвинуться по служебной лестнице и в меньшей степени имеют значение для людей, ориентированных на семью и хорошие взаимоотношения с коллегами. Важно, чтобы реальная карьера и желания человека совпадали.
Социальные гарантии образуют важную сферу трудовой жизни. Они включают в себя такие пункты, как предоставление отпуска по графику, оплата больничных листов, выплата гарантированных пособий, страхование жизни сотрудников от несчастных случаев, различные компенсации за использование транспорта в служебных целях, предоставление квартиры или общежития для иногородних сотрудников.
Социальные блага включают в себя выплаты материальной помощи к отпуску, выдачу фирменной одежды и обуви, оплата спортивно-оздоровительных услуг для сотрудников, премии к дням рождения, юбилеям и праздникам из фонда материального поощрения, предоставление льготных кредитов на жилье и транспорт. Социальные блага должны быть одинаковы для всех членов трудового коллектива, хотя возможен вариант, когда они дифференцируются по стажу работы на предприятии, но он менее предпочтителен, так как лучше это учесть в оплате труда.
Таким образом, качество трудовой жизни является на современном этапе важнейшим стимулом роста производительности труда в передовых организациях. Оно определяется состоянием трудового коллектива, хорошей системой оплаты труда, эффективным рабочим местом, отношением руководства организации к сотрудникам, возможностью служебной карьеры и объективной аттестацией кадров, обеспечением социальных гарантий и дополнительных благ сотрудникам.
заключение
Подведем итоги работы. Итак, мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей. Материальные потребности – совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и вступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов побуждения. Из наиболее интересных можно отметить мотивацию «кнута и пряника» и теории «X», «Y», «Z» по отношению к процессу труда. Теории «X», «Y» и «Z» исходят из наличия разных типов работников и предусматривают различные стимулы к труду: принуждение, самоутверждение, материальное и моральное поощрение. Содержательные теории мотивации изучают потребности человека и предлагают их иерархическую классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека. Согласно теории Маслоу, пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, признания и уважения, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. В теории Альдерфера предусмотрены три группы потребностей: роста, связи и существования, которые коррелируют с пирамидой Маслоу. Маккеланд дополнил классификацию потребностей Маслоу, введя понятия потребностей достижения, властвования и соучастия. Эти группы потребностей могут находиться на разных уровнях удовлетворения и зависят от личности человека. Герцберг пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влияют на удовлетворение потребностей. Для достижения целей необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов – таких, как ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. Процессуальные теории мотивации анализируют, как человек соизмеряет потребности и распределяет усилия для достижения различных целей и каким образом он выбирает конкретный вид поведения. Теория ожиданий Врума основывается на предположении, что наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оцениваются людьми невысоко. Теория справедливости Адамса предполагает, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и соотносят его с вознаграждением других работников за аналогичную работу. Несправедливое вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. При этом работник будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его. Теория Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Результативность труда порождает удовлетворенность.
Мотивация выступает важнейшим элементом в системе управления персоналом. В современном менеджменте все большее значение приобретает гуманистическая концепция, в соответствии с которой человек рассматривается как главный субъект управления, а всестороннее развитие личности человека – как глобальная цель предприятия. Эффективная мотивация персонала – это эффективное управление и, как результат, эффективная работа организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1991. – 265 с.
2. Авдеев В. В. Управление персоналом: технология формирования. М., 2002. - 342 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1995. – 400 с.
4. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителя. М., 1996. – 204 с.
5. Егоржин А. П. Управление персоналом. М., 2001. – 623 с.
6. Виханский О. С. Стратегическое управление. М., 1995. – 252 с.
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. СПб, 1995. – 216 с.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 1995. – 480 c.
9. Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993. – 487 с.
10. Десслер Г. Управление персоналом. М., 1997. – 432 с.
11. Зигерт В. Руководить без конфликтов. М., 1990. – 335 с.
12. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. М., 1993. – 304 с.
13. Кибанов А. Я., Баткаева Е. Н. и др. Управление персоналом организации. М., 1997. – 472 с.
14. Козлов В. Д. Прогрессивные формы организации и стимулирования труда. Н. Новгород., 1990. – 254 с.
15. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1996. – 384 с.
16. Маслов Е. В. Управление персоналом организации. Новосибирск, 1998. – 312 с.
17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. – 702 с.
18. Сайман Г. Менеджмент в организациях. М., 1995. – 326 с.
19. Старобинский Э. К. Как управлять персоналом. М., 1995. – 240
2