Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:40, реферат
Институт налоговой тайны появился в современном российском законодательстве с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАНИТЕЛЬСТВА
ПЕНЗЕНСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
экономики и экономических
информационных систем
Реферат
Дисциплина: «Практический менеджмент»
Тема: «Налоговая тайна»
Выполнил: ст.гр.07С 1
Цыганкина М.А
Принял преподаватель:
Сафронова О.Н
2011 |
Введение
Обществом и государством перед органами государственной власти ставится двуединая задача: с одной стороны, вытекающее из содержания ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации - безусловное обеспечение приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций, а с другой – организация эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих данному органу государственной власти функций и задач. В деятельности налоговых органов выполнению двуединой задачи способствует институт налоговой тайны.
Налоговая тайна
Под тайной принято понимать то, что скрыто от других, что известно не всем. В действующем российском законодательстве, а также в международных правовых актах упоминается около тридцати видов тайн. Среди них можно назвать государственную тайну, служебную тайну, налоговую тайну, тайну исповеди, семейную тайну, тайну голосования и т.д. Анализ понятия «тайна», используемого в законодательстве и научно-правовой литературе, позволяет выделить ряд основных его признаков. Во-первых, тайна – это информация, защищаемая законом. Во-вторых, эта информация признается законом не общедоступной (информацией ограниченного доступа), в целях защиты прав и интересов граждан, общества и государства. В-третьих, тайной признается не любая информация, а только соответствующая установленным законом условиям, при наличии которых законом предоставляется правовая защита.
Институт
налоговой тайны появился в современном
российском законодательстве с принятием
в 1998 г. части первой НК РФ. Институт
налоговой тайны является комплексным,
включающим в себя нормы не только
налогового, но и информационного, административного,
уголовного и других отраслей права. Обязанность
налоговых органов соблюдать налоговую
тайну закреплена в подп. 6 п. 1 ст. 32 и ст.
102 НК РФ. При этом, в соответствии со ст.
102 Налогового кодекса, налоговую тайну
составляют любые полученные налоговым
органом, органами внутренних дел, органом
государственного внебюджетного фонда
и таможенным органом сведения о налогоплательщике.
Налоговая тайна не подлежит разглашению
за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
Ответственность за разглашение налоговой тайны
Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны.
Часть 4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.
Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.
В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения вытекает обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности.
Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.
Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.
Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст.183 УК РФ. Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.
Общие
положения имущественной
В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности.
Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.
К сожалению, случаи разглашения налоговой тайны нередки. Примером может служить распространение компьютерных баз данных со сведениями о налогоплательщиках. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует судебная практика по данному вопросу. Это свидетельствует:
– о незнании налогоплательщиками своих прав;
– о боязни налогоплательщиков возможности наступления негативных последствий, когда, пользуясь несовершенством налогового законодательства, налоговый орган может просто задавить налогоплательщика бесконечными проверками;
– о
пассивности
– о
пассивности органов
Заключение
В заключение можно еще раз отметить важность института налоговой тайны. Он позволяет защитить интересы налогоплательщиков, предупредить уклонение налогоплательщиков от представления в налоговые органы сведений о своей деятельности, и, в конечном итоге, повысить эффективность работы налоговых органов. К сожалению, данный институт налогового права на практике остается пока декларацией. Сведения о налогоплательщиках в нарушение режима налоговой тайны оказываются в свободном доступе, а налоговые органы и их должностные лица не несут за это никакой ответственности.
Для того чтобы институт налоговой тайны заработал, представляется необходимым, во-первых, уточнить нормы Налогового кодекса и иных законодательных актов, чтобы налогоплательщик, обращаясь за защитой своих прав, был уверен, что он получит такую защиту, и это не повлечет для него никаких отрицательных последствий. Во-вторых, необходимо проводить более активную работу по разъяснению налогоплательщикам их прав. И, в-третьих, активизировать деятельность органов прокуратуры по контролю за соблюдением налоговой тайны, защите прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку
отношения между налоговыми органами
и налогоплательщиками носят
характер административных правоотношений
(отношения власти и подчинения),
то гарантии неразглашения налоговой
тайны не могут устанавливать
соглашениями между ними. Обеспечение
налоговой тайны осуществляется путем
закрепления в нормативных правовых актах
порядка хранения сведений, составляющих
налоговую тайну, и доступа к ним. Налогоплательщик
вправе лишь требовать от органов, перечисленных
в ст. 102 НК РФ, соблюдения порядка хранения
налоговой тайны.
Список используемой литературы: