Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение научной школы управления Ф. Тейлора, как основоположника научной системы управления. Думаю для этого необходимо раскрыть биографию ученого. 20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания - 21.3.1915, Филадельфия - американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда. Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем - в академии Ф.Экстера, Нью-Хэмпшир, в 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878 г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком.
заказать работу |
Курсовая работа
по предмету: Теория управления на тему: Научная школа управления Ф. Тейлора 2010 Введение Управление как
исторический процесс развивалось
с того момента, когда появилась
необходимость регулировать совместную
деятельность коллективов людей. История
знает немало примеров рационального
управления не только отдельными коллективами,
но и целыми государствами и империями.
При этом уровень управления, его
качество являлись определяющим началом
в благополучном развитии целых
народов, однако до нас не дошли сколь
либо достоверные данные о развитии
теории управления, а бум теоретической
мысли начался в нач. XX века. Он
связан с тем, что в 1911 году инженер
Тейлор опубликовал свои исследования
в книге "Принципы научного управления".
Этот год традиционно считается
началом признания управления наукой
и самостоятельной областью исследования
Михайлов А.В. Система Тейлора. Л., 1998..
Сложились в основном 5 направлений:
школа научного управления, школа
административного управления, школа
с позиции человеческих отношений
и психологии человека, школа с
позиции поведения человека в
производстве, количественный подход.
Правда, в некоторых источниках литературы
взаимосвязь между школами Целью данной работы
является рассмотрение научной школы
управления Ф. Тейлора, как основоположника
научной системы управления. Думаю
для этого необходимо раскрыть биографию
ученого. 20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания
- 21.3.1915, Филадельфия - американский инженер,
изобретатель, основатель научной организации
труда. Родился в семье адвоката
с глубокими культурными Исследования. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом рабочем Шмидте, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности (в результате скрупулезных замеров был определен оптимальный вес = 21 фунт), при этом он пришел к очень важному заключению, что надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими. Ввел конкретные требования по научному изучению элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, в которых они совершаются, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого, одним из первых, стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий. Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. 1. Возникновение научного управления 1.1 Предпосылки возникновения научного управления Управление, управленческий
труд, превращение его в особый
вид деятельности, отличной от непосредственного
производства, связано с кооперацией
труда. Кооперация труда в примитивной
форме существовала уже в первобытнообщинном
строе: как простое соединение усилий
многочисленных работников. Но исследователи
истории менеджмента Очередной скачок в
развитии менеджмента связывают
с именем вавилонского правителя
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э). Для эффективного
управления обширными владениями им
впервые был выработан так
называемый свод Хаммурапи, который
содержал 285 законов управления государством,
регулировал все многообразие общественных
отношений и служил руководством
для администраторов всей империи.
Нововведением было и то, что Хаммурапи
выработал оригинальный лидерский
стиль, поддерживая постоянно образ
самого себя как опекуна и защитника
людей. Итак, впервые в период правления
Хаммурапи появляется чисто светская
манера управления, возникает формальная
система организации и Значительно позже царь Навуходоносор 11 (605-562 гг. до н. э.), автор проектов Вавилонской башни и висячих садов, вводит систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи. Значительное количество управленческих нововведений имело место в Древнем Риме. Самые знаменитые среди них - система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. до н. э.) и административная организация Римской католической церкви, которая сохранилась без изменений до сегодняшних дней. Великая индустриальная
революция XVII веков оказала гораздо
более существенное влияние на теорию
и практику управления, чем все
предшествующие революции. По мере того
как индустрия перерастала Рост объема производства,
ускорение оборота капитала, расширение
банковских операций, влияние современной
НТР чрезвычайно усложняет Каждый производственный
процесс выделяется в самостоятельную
функцию и сферу деятельности
менеджмента. Число функций возрастает,
обостряется проблема их координации
и соединения на новой основе. Чтобы
их объединить, за каждой функцией закрепляется
штат специалистов (отдел, подразделение),
а общие координационные Здесь важно отметить
следующую закономерность. Вначале
собственник и менеджер представлены
в одном лице. Затем управление
отделяется от капитала и производства.
Вместо одного капиталиста-менеджера
возникают два сообщества: акционеров
и наемных руководителей. Следующий
этап развития: менеджеров много и
каждый следит за конкретной функцией.
После этого единый менеджер-специалист
вновь дробится, и вместо него появляется
сообщество специалистов. Теперь менеджер
координирует работу специалистов, используя
для этого специальные Менеджмент зародился
в частном секторе как бизнес- 1.2 Возникновение научного управления Управление как
наука, научная дисциплина возникла
в США в начале ХХ века. Этому
способствовал целый ряд Другие - это так называемые "реформаторы труда", куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми. Эти течения оказали разное влияние на Ф. Тейлора. Начав жизнь с простого рабочего - ученика в механической мастерской, он вырос до главного инженера завода. Уйдя из компании он пропагандирует "научный менеджмент", открывает собственную консультативную фирму, становится держателем акций крупных компаний. Свое состояние в 10 тыс. долларов он увеличил к 1910 году до 900 тыс. Первоначально сам
Тейлор называл свою систему "системой
заданий" или "управлением посредством
заданий Михайлов А.В. Система Тейлора.
Л., 1998". Понятие "научное управление"
впервые в 1910 году ввел Луис Брандейс,
представлявший интересы фирм-отправителей
грузов в конфликте с железнодорожными
компаниями. С этого времени и
сам Тейлор широко пользуется понятием
"научное управление". Он полагал,
что "управление - это подлинная
наука, опирающаяся на точно определенные
законы, правила и принципы". Он
исходит из того, что управление
как особая функция состоит из
ряда принципов, которые могут быть
приложены с равным успехом ко
всем решительно видам социальной деятельности.
На смену расплывчатым и противоречивым
принципам управления, предлагавшимися
его предшественниками, Тейлор сформулировал
строгую научную систему 1. Создание научного
фундамента, заменяющего собой старые,
грубо практические методы 2. Отбор рабочих
и менеджеров на основе 3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТиУ; 4. Равномерное и
справедливое распределение Великой заслугой Тейлора явилось не просто декларирование, а реализация сформулированных им принципов управления на практике и достижение впечатляющих успехов. Вот некоторые примеры. Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %. Ф. Тейлор придавал большое
значение стандартизации инструментов
с учетом особенностей различных
конкретных видов работы. Так изучение
погрузки угля показало, по средний
вес угля, захватываемого лопатой, колебался
от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил,
что хороший рабочий в Второй принцип
Тейлора утверждает, что в обязанности
руководства входит выбор людей,
способных удовлетворить Обычно полагают, что труд - естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление "рестрикционизм" или сейчас это называют "работа с прохладцей" (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать как ведет себя рабочий с груженной тачкой и без. С груженной тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень - большое зло, но еще более серьезная болезнь - систематическая РСП, умышленная медлительность. Одним из принципов
научного управления является разделение
планирования и выполнение, которое
представлено в вышеприведенном
четвертом принципе Тейлора "руководство
берет на себя все те работы, которые
оно может выполнить лучше, чем
рабочие..." Он считал, что специализация
труда одинаково важна как
на управленческом уровне, так и
на уровне рабочих. Это предложение
Тейлора реализовывалось в том,
что торгово-промышленные фирмы
учреждают планирующие отделы, которые
занимаются разработкой ежедневных
инструкций для рабочих. Однако Тейлор
на этом не останавливается и предлагает
концепцию функционального Таким образом, функциональное руководство группой использует определенный опыт восьми наблюдателей. Можно допустить, что производительность рабочего должна повыситься, т. к. ни сам рабочий и ни один из старших рабочих не в состоянии быть специалистом во всех восьми подфункциях. В то же время тот, кто пытается следовать инструкциям восьми различных специалистов, вряд ли сумеет выполнить требования каждого из них. Предлагаемая схема не нашла своего применения в промышленности. Вместе с тем следует признать, что функция планирования производства существует в современной промышленности. Ф. Тейлор ввел свою знаменитую
систему дифференциальной оплаты. Он
предлагал, чтобы рабочие получали
заработную плату в соответствии
с их выработкой, т. е. он основное значение
придавал системе сдельных ставок заработной
платы. Рабочие, производящие продукции
больше, чем дневная стандартная
норма, должны получать более высокую
сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает
норму. Если рабочий вырабатывает установленную
норму, то его стандартная ставка
равна 50 центов за определенное количество
единиц продукции, а стандартная
рабочая норма равна 200 таких единиц
продукции в неделю. Если рабочий
производит 275 единиц продукции за неделю
и если в соответствии с прогрессивной
системой оплаты труда оплачивается
разница в 10 центов за единицу для
всей продукции однажды Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. Система Тейлора получила весьма широкое распространение в передовых капиталистических странах в первые три десятилетия ХХ века - Германии, Швеции и других западноевропейских странах, как движение за научную организацию труда, рационализацию, научное управление и т.д. Создаются школы консультантов, фирмы и т.п. Система Тейлора находит многих своих сторонников. Видными последователями этой системы были Г. Гантт, известный своими работами по реорганизации предприятий, калькуляции и учету". Эмерсон - автор "Двенадцати принципов производительности", Ф. и Л.Гильбрет, Г. Мунстерберг и др. Вопрос об отношении к системе Тейлора в связи с переходом стран СНГ к рыночным отношениям вновь актуализировался. Наряду с усиливающимся стремлением выявить ее положительные моменты, нельзя отрицать наличие определенных недостатков, и прежде всего "игнорирование человеческого фактора". 2. Эволюция идей Тейлора тейлор научный менеджмент управление 2.1 Развитие концепций Тейлора его последователями Организационно- Серьезный вклад в
научную теорию управления внесли супруги
Фрэнк Гилбрет (1868--1924) и Лилиан Гилбрет,
которые упорно искали оптимальные
способы выполнения любой работы
с использованием элементарных движений.
Устранение всех лишних движений способствовало
установлению более точных рабочих
норм выработки. Ф. Гилбрет был не
только научным консультантом, но и
талантливым строителем- Одним из видных последователей
Тейлора был известный ученый
Гаррингтон Эмерсон (1853--1931). В 1912 г. оду
вышел главный труд его жизни
«Двенадцать принципов 1. Дисциплина, обеспеченная
четкой регламентацией 2. Справедливое отношение к персоналу. 3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет. 4. Нормализация условий труда. 5. Нормирование операций,
заключающееся в 6. Наличие письменных стандартных инструкций. 7. Вознаграждение за производительный труд. Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала и считал необходимым управление им хотя бы немногими специалистами, которые могут дать советы администрации предприятия (впоследствии такими специалистами стали менеджеры по персоналу). 2.2 Отражение научного управления в современности Усложнение функции
управления производством в ХХ веке
порождает интенсивные поиски методов
и средств рационализации управления.
Затрачиваются огромные средства на
исследование проблем организации
и управления. Исследование бизнеса,
его природы, целей, роли в обществе,
практики управления предприятием занимает
ведущее место. Из неприметной периферийной
дисциплины, каким менеджмент был
в начале века, он становится основным
направлением социальной мысли, ведущим
общественным и научным институтом
США. Страна занимает лидирующие позиции
в мире в исследовании проблем
управления. Проблемам управления посвящаются
в США сотни объемистых книг, тысячи
журнальных статей, в которых выдвигаются
все новые и новые концепции.
Многообразие теорий управления, концепций
и различия в понятиях способствовали
всестороннему исследованию процесса
управления и постоянному "Новая школа
науки управления" объявляет своей
задачей внедрение методов и
аппарата точных наук в Группа представителей
этой школы сформулировала еще одну
концепцию, суть которой составляет
количественная оценка и математическое
моделирование экономических Следует также особо
отметить, что в рамках "новой
школы" был выработан подход, связанный
с кибернетикой и теорией автоматического
управления. Этот подход получил название
системного, главная задача которого
состоит в повышении 1. формулирование
целей и установление их 2. получение максимального
эффекта в смысле достижения
поставленных целей путем 3. количественная
оценка целей и средства их
достижения, основанная на всесторонней
оценке всех возможных и Системный анализ, впервые примененный в США для военных целей, в дальнейшем получил широкое распространение и в практике управленческой деятельности на производстве. Российские научные исследования в области проблем управления занимают прочные позиции, но ограниченность, связанная с чрезмерной идеологизацией, привела теорию социалистического управления в тупик. В конечном счете, распад СССР, экономический кризис в последний период его существования и последующее кардинальное изменение экономической: стратегии в направлении развития рыночных отношений в странах СНГ определили переориентацию направлений исследований в области теории и практики управления в постсоветских республиках, получивших политическую независимость. Наряду с усиливающимся
стремлением выявить Хотя управление образует
особую, специфическую область Важный вопрос теории
управления - это соотношение общих
и специфических признаков Общие закономерности управления проявляются в действии механизма управления, в системе сбора, передачи, отработки информации и т.д., но сущность управления всегда неразрывно связана с самой управляемой системой, с ее специфическими закономерностями. Таким образом, сущность управления может быть раскрыта на основе использования достижений различных наук, изучающих отдельные стороны управления, сущность управляемой системы, ее многообразные аспекты. В объективной реальности управление представляет собой очень сложную, комплексную систему. Управление предполагает разработку целей, принципов, системы методов управления. В структурном плане оно включает органы управления, кадры управления, технику управления. В процессе функционирования управление проходит различные этапы: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Органы и процессы управления различаются на различных уровнях и неодинаковы в различных социальных организациях. В управлении необходимо учитывать и согласовывать многообразные вопросы - политические, экономические, организационно- технические и социально-психологические. В процессе управления
осуществляется объединение, интеграция
всех сторон и аспектов деятельности
организации и участников в единое
целое. Исследования процессов синтеза
всех элементов в единое целое, изучение
управления как целостного, комплексного
и конкретного социального В теории управления
используется логический метод, и формулируются
логические законы. Логика принятия управленческих
решений в экономике в Заключение Управление представляет
собой сложное субъектно- Наряду с усиливающимся
стремлением выявить Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий. Список использованной литературы 1. Валовой Д.В. История менеджмента. - М 2000. 2. Голосенко И.А.
«Идеи Ф. Тейлора в 3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие - Мн.: Новое знание, 2002. 4. Керже Вопрос
об отношении к системе 5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарики,2002. 6. Бовыкин В. Новый менеджмент. М. 1997 7. Михайлов А.В. Система Тейлора. Л., 1998. Размещено на Allbest.ru |