Научные методы принятия решений в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:51, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.

Содержание

Введение 3
1. Сущность управленческих решений 5
1.1. Понятие, виды и функции управленческих решений 5
1.2. Механизм принятия решений 12
2. Методы принятия решений в управлении организацией 17
2.1. Количественные методы принятия решений 17
2.2. Методы экспертных оценок 19
2.3. Эвристические методы принятия решений 24
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_po_nauchnym_metodam.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

                   Кафедра экономики и управления бизнесом 
 
 
 
 
 
 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

    На  тему: НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ  В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 
     
     
     
     
     
     
     

    Студент группы  713-з                                                    В.В. Спиркина Специальности

    «Менеджмент» 
     
     
     

Научный руководитель

к.э.н.                                                                           В.Н. Дробышевская

                                              
 

     Минск  2010

 

    Содержание

    Введение

     Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в  последнюю очередь от процедуры  принимаемых решений и их практического  воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

     Принятие  решений является неотъемлемой частью процесса управления. Это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Многолетний опыт принятия решений сходился всего лишь на интуитивном полагании на свой опыт. Но ответственность за принятие организационных решений - тяжелое моральное бремя, от индивидуального решения в организации может зависеть судьба самой организации и отдельных ее членов.  Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений. Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.

     Важность  проблем, связанных с принятием  решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.

     Тема  курсовой работы – научные методы принятия решений в управлении организацией.

     Актуальность  выбранной темы определяется тем, что одна  из  основных  и наиболее  ответственных функций,   выполняемых руководителем в процессе управления, - принятие решений. От правильности   и своевременности управленческих решений зависит эффективность   управления, а следовательно, и эффективность производства.

     Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) Определить понятие и функции  управленческих решений;

     2) Рассмотреть основные виды управленческих  решений и требования, которые  к ним предъявляются;

     3) Охарактеризовать механизм принятия  решений в управлении организацией;

     4) Изучить методы принятия управленческих  решений и их использование  в менеджменте.

     Предметом работы являются управленческие решения  и методы их принятия.

     Объектом  выступают научные методы принятия решений в управлении организацией.

     Курсовая  работа состоит из Введения, 2 глав, Заключения и Списка использованных источников.

        Источниками информации послужили труды зарубежных и отечественных авторов по менеджменту. 
 
 
 
 

    1. Сущность  управленческих решений

     В процессе управления социально-экономическими системами осуществляются меры воздействия  на коллективы трудящихся. Эти меры – результат управленческих решений, разрабатываемых в аппарате управления при активном участии всего коллектива трудящихся. Обоснование, принятие и организация выполнения решений являются основным содержанием процесса управления.

     Управленческое  решение – это одноразовый акт воздействия субъекта управления на объект, устанавливающий программу работ, направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач, стоящих перед управляемым объектом. Оно основано на анализе фактически сложившейся ситуации и альтернатив её решения. 
 

    1. Понятие, виды и функции управленческих решений
 

     При достижении целей человек, также  как и организация, может сталкиваться с различными проблемами. При этом под целью понимается идеальное представление о желаемом состоянии объекта управления или результата деятельности, а проблема может возникать в двух случаях:

  • во-первых, при отклонении хода процесса достижения цели от запланированного, т.е. проблема рассматривается, как отклонение от нормы;
  • во-вторых, при возникновении не учтенных ранее возможностей достижения цели, т.е. проблема рассматривается, как предоставляющаяся возможность [2, c.192].

     Проблема  всегда порождается некоторыми условиями, множество которых называется ситуацией. Совокупность проблемы и вызвавшей ее ситуации называется проблемной ситуацией.

     Любая проблема может иметь несколько  способов разрешения или альтернатив. Выбор единственной альтернативы из всего их множества и является принятием решения.

     В течение своей жизни человек  постоянно принимает различные решения, последствия которых могут сказаться как на будущем самого человека, так и на будущем других людей. Если решение принимает руководитель организации, то последствия этого решения неизбежно сказываются на других людях. Поэтому руководитель всегда несет моральную, а довольно часто и материальную ответственность за результаты принимаемых решений. Исходя из этого, можно дать более полное определение управленческого решения.

     Управленческое  решение это протекающий во времени  мыслительный, эмоциональный и правовой акт по выбору одной из множества альтернатив, совершаемый руководителем в пределах своих полномочий.

     Это определение позволяет трактовать решение с различных точек  зрения:

  • во-первых, как протекающий во времени процесс, что позволяет вести разговор о его этапах, к которым относятся: подготовка, принятие и реализация решения; при этом этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом, принимающим решение (ЛПР) с помощью определенных правил;
  • во-вторых, как волевой акт руководителя, что позволяет рассматривать решение с психологической точки зрения, с учетом мотивов и мнений, определяющих поведение руководителя;
  • в-третьих, как предписание к действию, что позволяет оценивать его эффективность;
  • в-четвертых, как средство достижения цели, что позволяет говорить о его оптимальности;
  • в-пятых, как мыслительный процесс, что позволяет говорить о логичности либо интуитивности его обоснования [2, c.193].

     Поскольку руководитель любого уровня принимает  решения, то можно утверждать, что принятие управленческих решений является обязательным элементом процесса управления, т.е. своеобразной функцией управления, которая необходима для осуществления всех других функций.

     В современной теории решений можно  выделить два направления. В рамках первого разрабатываются различные методы и модели, объясняющие руководителю как надо принимать решения. При этом руководитель считается “экономически разумным” человеком, принимающим рациональные решения, цель которых - оптимизировать или сделать приемлемыми результаты производственно-хозяйственной деятельности организации. Например, максимизировать прибыль при соблюдении законов и морально-этических правил. В рамках второго направления пытаются выяснить, каким образом люди принимают решения в действительности и почему человек, в том числе и руководитель, принимают иррациональные решения, которые не только не улучшают его экономического положения, но и наоборот его ухудшают. Например, человек отказывается от сравнительно высоко оплачиваемой и нетревожной работы в пользу менее оплачиваемой и хлопотной работы, но дающей ему возможность руководить другими людьми. Такое решение вряд ли можно назвать экономически рациональным, но, принимая его, человек удовлетворяет свою потребность власти.

     Классификация управленческих решений, принимаемых на предприятии, (или, что тоже самое, классификация проблем предприятия) может проводиться по различным критериям.

  1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения.
  2. По длительности действия выделяют решения:
  • стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия, на решение перспективных задач;
  • тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;
  • оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.
  1. По виду лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения:
  • индивидуальные, принимаемые руководителем единолично;
  • коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании);
  • коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия.
  1. По степени определенности используемой информации, решения подразделяются на:
  • решения, принимаемые в условиях определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решений;
  • решения, принимаемые в условиях стохастической определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях  задана в вероятностных показателях;
  • решения, принимаемые в условиях неопределенности, когда используемая информация вообще не имеет численного выражения или эта информация противоречива.
  1. По степени уникальности выделяют решения:
  • рутинные, принимаемые руководителем автоматически почти ежедневно;
  • периодические, принимаемые руководителем с определенной частотой;
  • уникальные, принимаемые руководителем впервые в его практике, здесь важно подчеркнуть, что уникальность решения субъективна: ситуация для одного руководителя являющаяся уникальной для другого может быть рутинной.
  1. По степени проявления творчества рассматривают решения:
  • нетворческие или запрограммированные, когда известен алгоритм выработки решения, т.е. когда решение это реализация определенной последовательности известных руководителю шагов, представляющих собой логические или математические операции;
  • творческие или незапрограммированные, необходимость в которых возникает, когда руководитель сталкивается с неструктурированной ситуацией, содержащей неизвестные ему факторы. В этом случае нельзя составить конкретную последовательность шагов, ведущих к принятию обоснованного решения. Поэтому руководителю приходится одновременно разрабатывать процедур выработки и принятия решения и вырабатывать само решение.

     Разумеется, на практике практически не встречаются  запрограммированные или незапрограммированные  решения в чистом виде. Очень немногие запрограммированные решения настолько  структурированы, что полностью  исключают инициативу лица, их принимающего. С другой стороны, при выработке и принятии незапрограммированного решения всегда можно использовать известные структурированные методы.

Информация о работе Научные методы принятия решений в управлении организацией