Научные революции в развитии науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:44, реферат

Описание

Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)


Реферат, Краснодар- 2012

Научные революции в развитии науки

Связана с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

                    Коперник (1473—1543): наиб. известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей нач.1-вой науч. революции.

                    Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, з. свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

                    Кеплер (1571—1630): установил три з. движения планет вокруг Солнца, создал 1-ую механистическую теорию движения планет, внес существеннуый вклад в развитие геометрической оптики.

                    Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

                    Механическая картина мира Ньютона:

                                Вселенная от атомов до человека — совокупность неделимых и неизменных частиц, взаимосвязанных силами тяготения, мгновенное действие сил в пустом пространстве.

                                Любые события предопределены законами классической механики.

                                Мир, все тела построены из твердых, однородных, неизменных и неделимых корпускул — атомов.

                                Основа механистической картины мира: движение атомов и тел в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Свойства тел неизменны и независимы от самих тел.

                                Природа — машина, части которой подчиняются жесткой детерминации.

                                Синтез естественно-научного знания на основе редукции (сведения) процессов и явлений к механическим.

Механическая картина мира дала естественно-научное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Её недостаток — исключение эволюции, пространство и время не связаны. Экспансия механической картины мира на новые области исследования (химия, биология, знания о человеке и обществе). Синонимом понятия науки стало понятие механики. Однако накапливались факты, не согласовывающиеся с механистической картиной мира и к середине 19 в. она утратила статус общенаучной.

Джероламо Кардано внёс значительный вклад в развитие алгебры, Франсуа Виет основоположник символической алгебры, Рене Декарт и Пьер Ферма внесли свой вклад в развитие математики.

]Вторая научная революция конца XVIII века — 1-я половина XIX века

                    Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке

                    Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов

                    Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

                    Возникает идея развития (биология, геология)

                    Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах

                    Начало возникновения парадигмы неклассической науки

                    Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности

                    Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научная революция конец XIX века — середина XX века

                    Фарадей — понятия электромагнитного поля

                    Максвелл — электродинамика, статистическая физика

                    Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

                    Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

                    Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

                    Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

                    Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого

                    Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

                    Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

                    Беккерель — радиоактивность

                    Рентген — Лучи

                    Томсон — элементарная частица электрон

                    Резерфорд — планетарная модель атома

                    Планк — квант действия и закон излучения

                    Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

                    Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

                    Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

                    Зависимость знания от применяемых исследователем методов

                    Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

                    Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений

                    Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

                    Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

                    Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность

                    Тезис о непрозрачности бытия — отсутствие идеальных моделей[источник не указан 850 дней]

                    Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

                    Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Об относительной истине и условности научного знания писал американский физик Ричард Фейнман:

«Вот почему наука недостоверна. Как только вы скажете что-нибудь об области опыта, с которой непосредственно не соприкасались, вы сразу же лишаетесь уверенности. Но мы обязательно должны говорить о тех областях, которых никогда не видели, иначе от науки не будет проку. Поэтому, если мы хотим, чтобы от науки была какая-то польза, мы должны строить догадки. Чтобы науке не превратиться в простые протоколы проделанных опытов, мы должны выдвигать законы, простирающиеся на еще неизведанные области. Ничего дурного тут нет. Только наука из-за этого оказывается недостоверной, а если вы думали, что наука достоверна — вы ошибались».

Четвертая научная революция 90-е годы XX века[источник не указан 259 дней]

                    Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

                    Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)

                    Синергетика междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»

 



Информация о работе Научные революции в развитии науки