Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:29, реферат
Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективно, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.
Нематериальные методы стимулирования труда
Проблема стимулов к труду очень актуальна. Современный менеджер должен постоянно отмечать ценность работника для коллектива, наличие у него творческого потенциала, положительных сторон, хороших качеств, достигнутые результаты. Эта оценка должна быть максимально объективно, опираться не на общие впечатления, а на конкретные, точные показатели и данные.
Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России - один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное - привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание
подразумевает, что особо отличившиеся
работники будут отмечены в специальных
докладах высшему руководству
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («Досках почета»), в награждении особо отличившихся людей специальными знаками, грамотами. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между материальными и нематериальными стимулами существует диалектическая связь. Так, заработная плата (материальный стимул) влияет на оценку и самооценку работника, удовлетворяя тем самым его потребности в признании, уважении окружающих, самоуважении, самоутверждении, т.е. материальный стимул выступает одновременно и как социальный, моральный, психологический. Но если использовать лишь материальный стимул, не задействовав моральных, социальных, творческих стимулов, то вся система стимулирования перестанет выполнять присущие ей функции в полной мере, что приведет к преобладанию экономических стимулов в ущерб социальным, моральным, психологическим и нравственным.
ВИДЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ
В современной теории управления персоналом
представлено большое количество классификаций
стимулирования. Наиболее полной, на наш
взгляд, является классификация, предлагаемая
вашему вниманию. (Поварич И.П., Прошкин
Б.Г. Стимулирование труда: Системный подход.
Новосибирск: Наука, 1990. – 198 с.)
НЕГАТИВНЫЕ СТИМУЛЫ
• Замечания, предупреждения, выговоры;
• Штрафы, возмещение убытков;
• Понижения оклада, разряда, перевод
на нижеоплачиваемую работу, понижение
в должности;
• Снижение премии, годового вознаграждения;
• Перенос очереди на получение благ от
организации;
• Отказ в ссуде, кредите;
• Перенос отпуска на неудобное время;
• Общественное порицание; сатирические
стенгазеты, листки; доска позора, анти-почета;
вымпелы отстающих; звания «наоборот»;
переходящие анти-призы и др.;
• Угроза увольнения.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ
СТИМУЛЫ
• Переменная часть зарплаты, зависящая
от выполнения конкретных показателей
результата трудовой деятельности;
• Доплаты и надбавки;
• Целевые премии;
• Повышение в должности.
МАТЕРИАЛЬНЫЕ НЕДЕНЕЖНЫЕ (НАТУРАЛЬНЫЕ)
СТИМУЛЫ
• Жилье;
• Автомобиль, гараж, стоянка;
• Земельный участок, дача;
• Места в детских учреждениях;
• Путевки в места лечения и отдыха, туристические;
• Диетическое питание;
• Дефицитные товары;
• Телефон;
• Ссуды, кредит;
• Право работы по совместительству;
• Экскурсии и командировки по обмену
опытом;
• Ценные подарки;
• Право приобретения в организации товаров
и услуг;
• Предоставление работнику (и членам
его семьи) права пользования благами,
находящимися в собственности организации;
• Перевод в другую организацию;
• Право сменить профессию в рамках организации;
• Возможность обучения.
ПАТЕРНАЛИЗМ (ЗАБОТА
О РАБОТНИКЕ)
• Опора на неформальные отношения
(организация – единая семья, каждый
работник – любимый член семьи);
• Руководитель – почитаемый глава семьи,
принимающий на себя ответственность
за судьбы работников, за их проблемы и
трудности;
• Широкое использование натуральных
стимулов и социальных благ;
• Преемственность традиций;
• Выращивание руководителей, ориентация
на внутрифирменную карьеру.
МОРАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ
Основная функция – передача
информации о заслугах человека, результатах
его деятельности в социальной среде:
персонификация поощрения; удостоверение
факта достижения и права владения
стимулом; информирование среды общения;
накопление информации в трудовой биографии,
в истории коллектива, в семейной
памяти; изменение статуса работника
в социальной среде.
• Моральные поощрения общего действия:
- Благодарность
- Почетная грамота
- Доска Почета
- Заслуженный…
- Ордена и медали
- Высшие звания
- Наставник молодежи
• Целевые эталонные поощрения:
- Отличник качества
- Коллектив высокой культуры
• Целевые соревновательные поощрения:
- Победитель соревнования
- Лучший по профессии
- Победитель конкурса
- Рекордсмен
- Чемпион
«Победа в
соревновании сама по себе есть поощрение»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ
• Максимальная автономия в работе;
• Самоконтроль качества и результатов
работы;
• Свободный распорядок работы, свободные
дни;
• Дополнительное распоряжение ресурсами;
• Контрактная форма найма.
УЧАСТИЕ В СОВЛАДЕНИИ
И УПРАВЛЕНИИ
• Участие
в совладении:
- Участие в прибыли;
- Участие в капитале.
• Участие
в управлении:
- Полное и своевременное информирование
работающих
- Участие в выработке решений;
- Участие в принятии решений.
МАТЕРИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛа |
Рачкова Светлана Борисовна, |
http://personal-navigator.ru/
Информация о работе Нематериальные методы стимулирования труда