Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:59, лекция

Описание

Стратегический менеджмент — область науки и практики уп¬равления, предназначением которого является обеспечение разви¬тия, организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного пла¬нирования всех развитых стран, а в настоящее время все более вос¬требован российскими бизнесменами.

Содержание

1. Сущность стратегического менеджмента
2. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратеги-ческих решений
3. Этапы стратегического менеджмента

Работа состоит из  1 файл

Лекция № 1 (сайт).doc

— 72.00 Кб (Скачать документ)


7

 

Дисциплина «Стратегический менеджмент»

Лекция № 1

Тема: «Необходимость, сущность и содержание стратегического

менеджмента»

План

1.      Сущность стратегического менеджмента

2.      Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений

3.      Этапы стратегического менеджмента

 

 

Стратегический менеджмент — область науки и практики уп­равления, предназначением которого является обеспечение разви­тия, организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного пла­нирования всех развитых стран, а в настоящее время все более вос­требован российскими бизнесменами.

Как отмечают специалисты в области стратегического менедж­мента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса:

1) в каком положении предприятие находится в настоящее время;

2) в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;

3) каким способом достигнуть желаемого положения?

По своему предметному содержанию стратегический менед­жмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.

Стратегический менеджмент определяется как комплекс стра­тегических управленческих решений, определяющих долговремен­ное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъ­юнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратеги­ческого маневра, пересмотр целей и корректировку общего направ­ления развития.

Стратегическое управление — это процесс принятия и осуще­ствления стратегических решений, центральным звеном которого яв­ляется стратегический выбор, основанный на сопоставлении собствен­ного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.

 

2. Особенности стратегического менеджмента как комплекса

стратегических решений

 

На раскрытие особенностей стратегического менеджмента вли­яет выделение его наиболее важных, сущностных черт. Как было сказано выше, стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации. Следовательно, особенности стратегического управления определяются в первую очередь особенностями стратеги­ческих решений.

Стратегические решения характеризуются тем, что они:

- инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются осо­бые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, при­влечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятны­ми сотрудникам, что может быть реализовано на основе использова­ния внутреннего маркетинга;

- направлены на перспективные цели предприятия, на возмож­ности, а не на задачи, на будущее;

- отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важ­ную самостоятельную роль;

- направлены в будущее и являются неопределенными по сво­ей природе;

- требуют знаний, т.е результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

- субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

- необратимы и имеют долгосрочные последствия.

Стратегический менеджмент основан на принятии управлен­ческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегиче­ских альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым можно подчеркнуть следующую особенность российского управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутрен­нюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития ме­неджмента присуща переходной экономике и объясняется одновре­менностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок.

Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров об­ращаться к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде.

В целом можно сказать, что эффективность системы стратеги­ческого менеджмента определяется тем, что она:

■ обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприя­тие и его внешнее окружение;

■ облегчает принятие стратегических решений на основе ис­пользования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;

■ обеспечивает координацию и коммуникации;

■ помогает справиться с изменениями и провести изменения;

■ дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;

■ помогает делать стратегический выбор и реализовывать стра­тегию.

 

 

 

3. Этапы стратегического менеджмента

 

 

 

В развитии методологии управления выделяют несколько этапов:

Первый этап (1900—1950 гг) - Управление на основе контроля за исполнением формирует реакцию организаций на изменения, которая проявляется после совершения событий: разница между ожидаемыми и фактическими результатами порождает контрольный сигнал (решение). Основным видом контроля является бюджетно-финансовый. Данная методология использовалась при относительно стабильной внешней среде в эпоху массового производства, а также при достижении отраслью стадии зрелости. Система управления имеет определенные недостатки:

- квоты и эталоны основываются на прошлом опыте, поэтому действия связаны с прошлым, нежели с будущим фирмы;

- реакция требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы.

В условиях нарастания темпов изменений такой тип управ­ления неприемлем.

Второй этап, 1951—1960 гг., — управление на основе экс­траполяции. Актуально в условиях ускорения темпов изменений. Происходит переход к варианту долгосрочного планирования, который в основном соответствует приростному развитию компаний с минимальными изменениями относительно традиционного варианта. Помимо бюджетно-финансового контроля, внимание акцентируется на прогнозных оценках роста компании. Коренное различие между системами управления методом контроля и методом экстраполяции состоит в том, что первая основана на прошлой деятельности, а последняя экстраполирует прошлое в будущее. Как правило, долгосрочное планирование использовалось в эпоху массового сбыта, применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Недостатки управления на основе экстраполяции:

- применяется при относительной стабильности внешней среды;

- требует большого объема информации, разработки новых методов измерения и процедур оценки;

- предполагает активное участие и поддержку всех уровней управления.

Третий этап, 1961—1980 гг., — управление на основе пред­видения изменений и определение реакции на них путем выра­ботки соответствующей стратегии.

Актуально в условиях возросшего темпа изменений, сопровождающегося возможностью вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии.  Стратегическое планирование направлено не внутрь организации, а вовне: переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации». Для данной системы управления характерны: отход от экстраполирования оценок, учет изменчивости факторов, стратегический анализ внешней и внутренней среды, альтернативность решений.

Четвертый этап, с начала 1980-х гг. по настоящее время, — управление на основе гибких экстренных решений (стратегиче­ское управление), когда многие важные задачи возникают на­столько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть.

По Г. Минцбергу ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее – к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему» (рис. 1).

Рис. 1. Стратегическое планирование и управление

 

Различия между вариантами стратегического планирования и управления, прежде всего, характеризуется следующими моментами:

- стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию;

- стратегическое планирование не является стратегическим мышлением.

Стратегический менеджмент предусматривает:

-     акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;

-     децентрализация и демократизация управления;

-     рост значимости интуиции и усиление качественного подхо­да в оценках;

•     рассмотрение предприятия как субъекта активного воздей­ствия на среду;

•     использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.

Сменяющие друг друга системы управления ориентированы на растущий уровень нестабильности среды и все меньшую предсказуемость будущего. Таким образом, возникновение и практическое использование приемов стратегического управле­ния можно рассматривать как реакцию на усложнение управлен­ческих задач.

 

 

 

Контрольные вопросы

 

1.              Что такое стратегическое управление?

2.              Каковы основные этапы стратегического управления?

3. Рассмотрите основные этапы развития процесса управления в корпорациях.

4. В чем состоит основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического?

5.              Что отличает стратегические решения от других типов решений? Приведите примеры стратегических решений из практики российских предприятий.

6. Проанализируйте предпосылки развития стратегического управления в России.

7. Каковы особенности управленческих задач высшего руководства предприятия?

8.              Какой образ действий при решении стратегических задач в наибольшей степени свойственен руководителям российских предприятий?

9.              Назовите основное противоречие развития стратегического менеджмента, присущее переходной экономике.

10. Какие ошибки допускают наиболее часто при проведении стратегических изменений?

11. Какие недостатки и ограничения на использование имеет стратегическое управление?

12. Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает: «Стратегия  понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих»1. Почему же предприятия занимаются разработкой стратегии?

 

Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. СПб: Питер, 2002.  С. 69.

 



Информация о работе Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента