Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:59, лекция
Стратегический менеджмент — область науки и практики уп¬равления, предназначением которого является обеспечение разви¬тия, организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного пла¬нирования всех развитых стран, а в настоящее время все более вос¬требован российскими бизнесменами.
1. Сущность стратегического менеджмента
2. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратеги-ческих решений
3. Этапы стратегического менеджмента
7
Дисциплина «Стратегический менеджмент»
Лекция № 1
Тема: «Необходимость, сущность и содержание стратегического
менеджмента»
План
1. Сущность стратегического менеджмента
2. Особенности стратегического менеджмента как комплекса стратегических решений
3. Этапы стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент — область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития, организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.
Как отмечают специалисты в области стратегического менеджмента, его сущность заключается в ответе на три важнейших вопроса:
1) в каком положении предприятие находится в настоящее время;
2) в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
3) каким способом достигнуть желаемого положения?
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.
Стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, а также конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
Стратегическое управление — это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.
2. Особенности стратегического менеджмента как комплекса
стратегических решений
На раскрытие особенностей стратегического менеджмента влияет выделение его наиболее важных, сущностных черт. Как было сказано выше, стратегический менеджмент определяется как комплекс стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации. Следовательно, особенности стратегического управления определяются в первую очередь особенностями стратегических решений.
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
- инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;
- направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи, на будущее;
- отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;
- направлены в будущее и являются неопределенными по своей природе;
- требуют знаний, т.е результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;
- субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;
- необратимы и имеют долгосрочные последствия.
Стратегический менеджмент основан на принятии управленческих решений, ориентированных на учет специфики внешней среды, на достижение конкурентоспособности предприятия на рынке, на успех в конкурентной борьбе. Определение множества стратегических альтернатив является в этом случае непростой задачей. Этим самым можно подчеркнуть следующую особенность российского управления: менеджеры могут признавать необходимость разработки стратегии, но сохранять производственный менталитет и внутреннюю ориентацию управления. Такая противоречивость развития менеджмента присуща переходной экономике и объясняется одновременностью процессов перехода к рынку, развития стратегического менеджмента и смены психологических установок.
Возрастание коммерческих рисков вынуждает менеджеров обращаться к стратегическому управлению как средству сохранения конкурентоспособности предприятия в динамичной внешней среде.
В целом можно сказать, что эффективность системы стратегического менеджмента определяется тем, что она:
■ обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие и его внешнее окружение;
■ облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
■ обеспечивает координацию и коммуникации;
■ помогает справиться с изменениями и провести изменения;
■ дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
■ помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.
3. Этапы стратегического менеджмента
В развитии методологии управления выделяют несколько этапов:
Первый этап (1900—1950 гг) - Управление на основе контроля за исполнением формирует реакцию организаций на изменения, которая проявляется после совершения событий: разница между ожидаемыми и фактическими результатами порождает контрольный сигнал (решение). Основным видом контроля является бюджетно-финансовый. Данная методология использовалась при относительно стабильной внешней среде в эпоху массового производства, а также при достижении отраслью стадии зрелости. Система управления имеет определенные недостатки:
- квоты и эталоны основываются на прошлом опыте, поэтому действия связаны с прошлым, нежели с будущим фирмы;
- реакция требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы.
В условиях нарастания темпов изменений такой тип управления неприемлем.
Второй этап, 1951—1960 гг., — управление на основе экстраполяции. Актуально в условиях ускорения темпов изменений. Происходит переход к варианту долгосрочного планирования, который в основном соответствует приростному развитию компаний с минимальными изменениями относительно традиционного варианта. Помимо бюджетно-финансового контроля, внимание акцентируется на прогнозных оценках роста компании. Коренное различие между системами управления методом контроля и методом экстраполяции состоит в том, что первая основана на прошлой деятельности, а последняя экстраполирует прошлое в будущее. Как правило, долгосрочное планирование использовалось в эпоху массового сбыта, применялось в крупных, а также в отдельных средних компаниях. Недостатки управления на основе экстраполяции:
- применяется при относительной стабильности внешней среды;
- требует большого объема информации, разработки новых методов измерения и процедур оценки;
- предполагает активное участие и поддержку всех уровней управления.
Третий этап, 1961—1980 гг., — управление на основе предвидения изменений и определение реакции на них путем выработки соответствующей стратегии.
Актуально в условиях возросшего темпа изменений, сопровождающегося возможностью вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Стратегическое планирование направлено не внутрь организации, а вовне: переход от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации». Для данной системы управления характерны: отход от экстраполирования оценок, учет изменчивости факторов, стратегический анализ внешней и внутренней среды, альтернативность решений.
Четвертый этап, с начала 1980-х гг. по настоящее время, — управление на основе гибких экстренных решений (стратегическое управление), когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно сразу предусмотреть.
По Г. Минцбергу ментальность стратегического планирования: «прошлого через настоящее – к будущему». Ментальность стратегического менеджмента: «от успешного будущего – к настоящему и снова к будущему» (рис. 1).
Рис. 1. Стратегическое планирование и управление
Различия между вариантами стратегического планирования и управления, прежде всего, характеризуется следующими моментами:
- стратегическое планирование фактически сводилось к стратегическому программированию;
- стратегическое планирование не является стратегическим мышлением.
Стратегический менеджмент предусматривает:
- акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;
- децентрализация и демократизация управления;
- рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;
• рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду;
• использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.
Сменяющие друг друга системы управления ориентированы на растущий уровень нестабильности среды и все меньшую предсказуемость будущего. Таким образом, возникновение и практическое использование приемов стратегического управления можно рассматривать как реакцию на усложнение управленческих задач.
Контрольные вопросы
1. Что такое стратегическое управление?
2. Каковы основные этапы стратегического управления?
3. Рассмотрите основные этапы развития процесса управления в корпорациях.
4. В чем состоит основное отличие долгосрочного экстраполятивного планирования от стратегического?
5. Что отличает стратегические решения от других типов решений? Приведите примеры стратегических решений из практики российских предприятий.
6. Проанализируйте предпосылки развития стратегического управления в России.
7. Каковы особенности управленческих задач высшего руководства предприятия?
8. Какой образ действий при решении стратегических задач в наибольшей степени свойственен руководителям российских предприятий?
9. Назовите основное противоречие развития стратегического менеджмента, присущее переходной экономике.
10. Какие ошибки допускают наиболее часто при проведении стратегических изменений?
11. Какие недостатки и ограничения на использование имеет стратегическое управление?
12. Известный специалист в области стратегического менеджмента И. Ансофф утверждает: «Стратегия понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих»1. Почему же предприятия занимаются разработкой стратегии?
Аакер Д. А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. СПб: Питер, 2002. С. 69.
Информация о работе Необходимость, сущность и содержание стратегического менеджмента