Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 01:29, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение нормативно-методического и правового обеспечение системы управления персоналом.
Для раскрытия этой цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом;
2) рассмотреть правовое регулирование трудовыx отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……3
1.Кадровое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом……………………………………………………………………….4
1.1 Кадровое обеспечение…………………………………………………….…4
1.2 Делопроизводственное обеспечение…………………………………….….8
2. Правовое регулирование трудовыx отношений ……………………………12
3. Разработка и утверждение нормативныx и
ненормативныx правовыx актов……………………………………………..…13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

кр Катя 2.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

В подразделениях управления персоналом составляется и исполняется ряд документов в соответствии с вышеприведенной классификацией: проекты приказов по кадровым вопросам (о приеме на работу и увольнении, переводе, перемещении, о награждении и т.д.), план (отчет) по подготовке и повышению квалификации персонала, справки о состоянии трудовой дисциплины, данные по текучести кадров, график отпусков, предложения по формированию резерва кадров на выдвижение, план по численности работников с распределением по подразделениям и категориям, штатное расписание, табели учета рабочего времени работников, заявки на требуемое количество специалистов и рабочих, трудовые договоры (контракты), графики прохождения аттестации сотрудников, направления для трудоустройства специалистов и рабочих и т.д.

Большая часть документации носит внутренний для организации  характер. Порядок работы с ней  регулируется внутренними правилами  и положениями. Особое внимание уделяется  контролю за исполнением кадровых документов, который осуществляет либо руководитель системы управления персоналом, его секретарь, либо руководители подразделений кадровой службы.

Особенностью нынешнего  этапа является то, что если в  кадровых службах государственных  учреждений и предприятий сохраняются  традиции обязательного строгого и четкого ведения кадровой документации, то в коммерческих организациях часто недооценивается роль документации по личному составу, игнорируется необходимость создания отдельных видов документов и соблюдения правил их хранения. Руководители негосударственных и общественных организаций нередко склонны считать документацию, возникающую в деятельности этих организаций, частной собственностью фирмы или объединения. В связи с этим ими не учитываются установленные государством правила ведения делопроизводства и сдачи документов на государственное хранение.

Однако в Основах  законодательства РФ об Архивном фонде  РФ и архивах, а также в Положении  об Архивном фонде РФ, утвержденном Указом Президента РФ 17.03.94 № 552 в составе  Архивного фонда РФ выделяются две  части: государственная и негосударственная. Последнюю составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), общественных организаций и объединений, в том числе профессиональных союзов и т.п. Собственники документов этих организаций должны представлять сведения о своих фондах и документах органам и учреждениям Государственной архивной службы по их запросам с целью государственного учета этих документов.

 

 

 

2. Правовое регулирование трудовых отношений

Правовое обеспечение  системы управления персоналом состоит  в использовании средств и  форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной  деятельности организации.

Основные задачи правового обеспечения системы управления персоналом - это правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и наемными работниками; защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Правовое обеспечение системы управления персоналом включает: соблюдение, исполнение и применение норм действующего законодательства в области труда, трудовых отношений; разработку и утверждение локальных нормативных и ненормативных актов организационного, организационно-распорядительного, экономического характера; подготовку предложений об изменении действующих или отмене устаревших и фактически утративших силу нормативных актов, изданных в организации по трудовым, кадровым вопросам.

Осуществление правового  обеспечения в организации возлагается на ее руководителя и других должностных лиц (в пределах предоставленных им прав и полномочий при осуществлении ими организационно-распорядительных, административно-хозяйственных, трудовых и других функций), а также на руководителя системы управления персоналом и ее работников по вопросам, входящим в их компетенцию. Головным подразделением по ведению правовой работы в области трудового законодательства является юридический отдел.

 

 

 

 

 

3. Разработка и утверждение  нормативныx и ненормативныx правовыx актов

Одно из специфических  условий работы кадровых служб заключается  в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений.

Это достигается путем  установления правовых норм централизованного  или локального характера. В трудовом законодательстве преобладающее место  занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации, В условиях рыночных отношений сфера локального регулирования неуклонно расширяется. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др.

Основные задачи юридического отдела в этой области таковы:

а) разработка проектов нормативных  актов организации;

б) правовая экспертиза нормативных  актов, разработанных в системе  управления персоналом, на соответствие требованиям законодательства и  визирование их;

в) организация систематизированного учета и хранения законодательных и нормативных актов, поступающих в организацию и издаваемых ею;

г) информирование подразделений  и служб о действующем законодательстве о труде;

д) разъяснение действующего трудового законодательства и порядка  его применения.

В систему нормативных актов о труде входят генеральные, отраслевые (тарифные), специальные (региональные) соглашения, коллективные договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях.

Правовые акты ненормативного характера - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители службы управления персоналом и всех ее подразделений по вопросам объявления дисциплинарного взыскания, поощрения работников, техники безопасности, отпусков, прекращения трудового договора и т.п.

Основными законодательными актами, регулирующими трудовые отношения, являются: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Закон РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)», Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и др.

Под "локальными нормативными актами" принимаются разрабатываемые  и принимаемые органами управления организации в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и Уставом организации, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования производственной, управленческой, финансовой, коммерческой, кадровой и иной функциональной деятельности внутри организации.

Проекты нормативных  и ненормативныx актов разрабатываются  по решению общего собрания и / или  Правления организации в зависимости  от их компетенции, определенной законом  и Уставом организации.

Президент (единоличный исполнительный орган) вправе внести на общее собрание и / или Правление вопрос о разработке и принятии любого нормативного акта, необходимого, по его мнению, для деятельности организации.

Орган управления организацией, принявший решение о разработке проекта нормативного и ненормативного акта, вправе поручить кому-либо: подразделению организации или третьему лицу такую разработку либо разработать проект сам. В любом случае орган управления издает распорядительный документ, определяющий сроки и порядок разработки акта, порядок согласования его с другими подразделениями организации.

Подразделение, разрабатывающее  нормативный или ненормативный  акт, подготавливает проект данного  акта, обоснование необходимости  принятия данного акта и последствий его принятия.

Нормативные акты, принимаемые  организацией, подлежат правовой экспертизе.

Нормативные акты принимаются  Правлением организации либо Общим  собранием членов организации в  соответствии с Федеральными законами и Уставом организации.

Нормативные и ненормативныx акты могут быть изменены путем внесения в них дополнительных норм, признания утратившими силу отдельных норм, утверждения новой редакции существующих норм.

Предложение о внесении изменений может исходить от любого органа, который вправе поставить вопрос о разработке и принятии данного локального акта либо принял (утвердил) этот акт.

Принятые нормативные  акты подлежат обязательной регистрации  с присвоением им в канцелярии организации порядкового номера и указанием даты введения в действие.

Нормативные акты вводятся в действие в срок, указанный в решении об их принятии (утверждении), а если этот срок не указан, то по истечении десяти дней со дня их принятия (утверждения).

О принятых актах должны быть обязательно извещены:

- работники организации - путем вывешивания публичного объявления в 5-дневный срок с момента принятия данного акта;

- все члены организации  и работники - путем указания  соответствующей информации в  уведомлении о проведении Общего  собрания членов организации,  на котором подлежат утверждению соответствующие акты, либо путем объявления на ближайшем Общем собрании членов организации.

Акты, в отношении которых  не соблюдены вышеуказанные требования, признаются недействующими для тех  лиц, которые не были соответствующим  образом извещены.

 

Заключение

Упорядочение и оптимизация  информационных потоков в сфере  управления персоналом, совершенствование  процедур и технологий документирования кадровых процессов и организации  работы с документами, обращающимися  в системе управления персоналом, являются сегодня необходимым условием эффективного управления процессом формирования и качественного улучшения кадрового состава организации.

Эффективность же самого делопроизводства определяется, прежде всего, степенью разработанности его  нормативно – методической базы и уровнем профессиональной квалификации работников кадровых служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Управление персоналом  организации Учебник/Под ред.  А.Я. Кибанова. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

 

2. Жданова Т.С. Управление персоналом. Учебное пособие - М.: Аллель-2000, 2005. - 164 с.

 

3. Богданов В. «Как  создать группу для работы  над проектом» // «Генеральный  директор», №6 2007 г., с. 86 - 94.

 

4. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.

 

5. Коппек В. «Эволюция  команды» // «Стратегия успеxа» №4 2008 г.




Информация о работе Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом