Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:08, реферат
Управление персоналом включает в себя многие составляющие. Среди них – кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости. Согласно
этой теории, эффективность мотивации
оценивается работником не по определенной
группе факторов, а системно с учетом оценки
вознаграждений, выданных другим работникам,
работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качество заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и так далее.
Теория мотивации Л.Портера
- Э.Лоулера. Эта теория построена на сочетании
элементов теории ожиданий и теории справедливости.
Суть ее состоит в том, что введены
соотношения между вознаграждением и
достигнутыми результатами. Л.Портер и
Э.Лоулер ввели три переменные, которые
влияют на размер вознаграждения: 1)затраченные
усилия, 2)личностные качества человека
и его способности и 3)осознание своей
роли в процессе труда. Элементы теории
ожидания здесь проявляются в том, что
работник оценивает вознаграждение в
соответствии с затраченными усилиями
и верит в то, что это вознаграждение будет
адекватно затраченным им усилиям. Элементы
теории справедливости проявляются в
том, что люди имеют собственное суждение
по поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и, соответственно, и степень
удовлетворения. Отсюда важный вывод о
том, что именно результаты труда являются
причиной удовлетворения сотрудника,
а не наоборот. Согласно такой теории,
результативность должна неукоснительно
повышаться.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применять два различных подхода к управлению, которые он назвал «Теория X» и «Теория Y». Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
«Теория X» воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Согласно этой теории, все наемные работники стремятся получить от нанимателя максимум благ и при этом дать ему взамен как можно меньше; они ленивы, не стремятся работать, не обладают инициативой и должной ответственностью; предпочитают, чтобы ими руководили и тяготеют преимущественно к удовлетворению личных материальных потребностей.
Руководитель вынужден постоянно применять и оттачивать механизм принуждения, строго регламентировать все виды работ и контролировать их исполнение, оплачивать труд в строгом соответствии с нормативами.
Наиболее последовательно
«Теория Y» соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учет соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы. Согласно этой теории, наемные работники в процессе труда стремятся, прежде всего, к удовлетворению своих важнейших духовных потребностей (в первую очередь – в потребности в самовыражении, развитии и реализации своего творческого потенциала), а уже потом – к удовлетворению потребностей материальных. Работа для них – вполне естественный процесс. Они трудолюбивы, обладают внутренней организованностью и самодисциплиной. Их не надо принуждать. Руководителю нужно лишь мягко направлять энергию и устремления работников в заданное русло, привлекать к творческой работе, доверять им, поддерживать и поощрять.
Модель теории «Y» наиболее характерна для Японии, поэтому ее принято называть «моделью Я». По набору признаков ее можно назвать неформальной, социально-психологической, демократической, мягкой.
В целом японский и американский подходы разнонаправлены3.
США (модель А) |
Япония (модель Я) | |
«Человеческий капитал» |
Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка. |
Крупные вложения в обучение. Общее обучение. Неформализованная оценка |
«Трудовой рынок» |
На первом месте - внешние факторы. Краткосрочный наем. Специализированная лестница продвижения. |
На первом месте – внутренние факторы. Долгосрочный наем. Неспециализированная лестница продвижения. |
«Преданность организации» |
Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальные задания. |
Подразумеваемые контракты по найму. Внутренние стимулы. Групповая ориентация. |
Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам4.
1. В производственно-
2. Модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому четко соблюдаются принципы повременной, сдельно-премиальной системы оплаты и их разновидностей, премиальные системы.
3. Мотивационные
системы способствовали не
4. Трудовой вклад оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности, как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.
5. Социальное
стимулирование трудовой
6. Ни одна
из мотивационных моделей
7. Стимулирование
рассматривалось, как правило,
через призму
Оплата труда является
мотивирующим фактором, только если она
непосредственно связана с
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда в силу сложившейся сложной экономической ситуации возникают трудности с обеспечением высокой оплаты труда (особенно в учреждениях, финансируемых из бюджета), особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему поощрения или льгот для работников, гуманизируя труд.
Краткое описание
Управление персоналом включает в себя многие составляющие. Среди них – кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников.
К перечисленным выше мерам можно отнести следующие:
На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.
На рабочих местах
следует формулировать
Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.
По тому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.
Работнику нужно
предоставлять максимально
Большинство людей стремится
в процессе работы приобрести новые знания.
Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность