Автор работы: d******************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 18:44, контрольная работа
В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в научной литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в "информационной" среде. Среди организаций такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Эдхократическая организация……………………………………………….....4
2. Многомерная организация………………………………………………………7
3. Партисипативная организация………………………………………………….8
4. Предпринимательская организация……………………………………………10
5. Организация, ориентированная на рынок…………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Эдхократическая
организация……………………………………………….
2. Многомерная организация…………………………………………………
3. Партисипативная
организация…………………………………………………
4. Предпринимательская организация……………………………………………10
5. Организация, ориентированная на рынок…………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней, считают специалисты.
С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий этого явилось существенное сближение производителя с потребителем. Резко возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.
В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в научной литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в "информационной" среде. Среди организаций такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа.
1.
Эдхократическая организация
Какими должны быть организации в будущем? Как они должны быть спроектированы? Каким образом должны в них объединяться или делиться работы? Ученые считают, что ответить на все это достаточно трудно. Однако в настоящее время в областях высоких технологий и в быстро растущих отраслях появились организации, у которых имеются признаки организации будущего. В научной литературе эти организации получили название эдхократических (от англ. adhocracy) за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии.
Эдхократия - это в то же время и управленческий стиль, и организационный дизайн. Ключевым в ней является компетентность и она ценится наивысшим образом. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, так же, как и вознаграждения, делится между участниками1.
Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.
Идея
эдхократической среды в
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее вершиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
• работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновативности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ);
• работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операции и умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;
• структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах:
• право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху;
• система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер;
•
отношения по вертикали и горизонтали
преимущественно носят
Наиболее
пригодным этот дизайн является для
организаций в таких областях,
как консультационно-
Структура
эдхократической организации обычно ассоциируется
со схемой концентрической формы. Это
не организация, которая видится с началом
в одной точке, двигаясь от которой вверх
или вниз, можно придти в конечную точку.
В эдхократической организации есть точка
отсчета, от которой структура как бы расходится
кругами по радиальным направлениям. Круг
для такой организации является символом
того, что все усилия ее работников ведут
к одному, к успеху компании. В ней ценности
(в первую очередь - качества ее работников)
не ранжируются по уровням. Организации
могут иметь разную степень эдхократичности.
Тем не менее, совершенно очевидным является
то, что это определяется уровнем технологии,
качеством работников и подготовкой руководителей.
2.
Многомерная организация
Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции:
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Особенности многомерных организаций:
• бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);
• в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
• отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
• каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
• основной
показатель эффективности работы автономных
групп — получаемая прибыль; что
упрощает анализ и контроль за деятельностью
групп, снижается бюрократизация и упрощается
система управления2.
3.
Партисипативная организация
Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:
• участвовать в принятии решений;
• участвовать в процессе постановки целей;
• участвовать в решении проблем организации.
Им дано право:
• выдвигать предложения;
• вырабатывать альтернативы решений проблем;
• выбирать окончательное решение.
В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.
Примеры форм взаимодействия руководства и работников:
• советы по научно-технической политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);
• технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);
• советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта, представители кружков качества);
• кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);
• целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;
• конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители кружков качества и работники)3.
Решения
советов, комитетов, кружков качества,
конфликтных комиссий, как правило,
являются обязательными для руководителей,
при которых они создаются. Одновременно
они несут ответственность за принимаемые
решения. Очень важно обеспечить баланс
власти между советами, комитетами, комиссиями
и руководителями, при которых они создаются.
Партисипативные структуры распространяются
на часть или отдельные
уровни управления организацией.
4.
Предпринимательская
организация
Быстрые и динамичные изменения последнего десятилетия, произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организаций, получивших название предпринимательских. Появление этих организаций было связано с необходимостью создания реальных экономических ценностей на устойчивой и постоянной основе путем поиска и реализации всех имеющихся в этом направлении возможностей. Этого также требовала необходимость мотивации работников к принятию ими на себя ответственности за создание этих экономических ценностей. И, наконец, предпринимательские структуры, как способ вознаграждения отдельных лиц и групп, были вызваны к жизни необходимостью балансировки выгоды и риска, получаемых и разделяемых отдельными лицами и группами4.