Общая оценка эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание

В экономической жизни хозяйствующего субъекта, действующего в условиях конкурентной борьбы, помимо материальных и финансовых ресурсов, имеют огромное значение ценности неявного характера, как-то: доступный ему сектор рынка, общая экономическая стабильность, наличие информационного обеспечения экономического и неэкономического видов.
Цель данной работы всестороннее изучение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Курсач по МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 63.78 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Тема  данной работы: «Общая оценка эффективности деятельности предприятия».

     Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнений.

     В экономической жизни хозяйствующего субъекта, действующего в условиях конкурентной борьбы, помимо материальных и финансовых ресурсов, имеют огромное значение ценности неявного характера, как-то: доступный ему сектор рынка, общая экономическая стабильность, наличие информационного обеспечения  экономического и неэкономического видов.

     В общей совокупности экономической  информации, данные бухгалтерского учета  занимают более двух третей на крупных  предприятиях и почти сто процентов на мелких и средних. Бухгалтерский учет, представляющий собой упорядоченную систему сбора, обработки и использование информации, очень часто показывают глазами управленческого персонала предприятия. Вместе с тем на большинстве мелких и средних предприятиях на этот вид деятельности смотрят как на необходимое зло, т.е. ведут учет для соблюдения требований законодательства и стараются, по мере возможности, сократить затраты на его ведение. Информация, образующаяся благодаря учетной деятельности, используется крайне незначительно. В основном, в части эффективности того или иного вида деятельности (данные о сравнительной доходности продаж различных изделий и товаров, выявление уровня спроса по объемам реализации и т.д.).

     Методы  исследования хозяйственной жизни  предприятия как единого организма  обычно отсутствует. Специализированные формы предоставления информации встречаются  крайне редко. Таким образом, бухгалтерия  выполняет роль органа регистрации хозяйственных операций и выявления моментных положений хозяйствующего субъекта для удовлетворения органов налоговой инспекции и статистики. Процесс управления предприятием лишен глобального информационного освещения, полноценный управленческий контур присутствует лишь в сфере сбыта (что обусловлено требованиями маркетинга).

     В этих условиях наиболее актуальной становится рассмотрение возможности создания системы бухгалтерского освещения экономической жизни предприятия и внешнего экономического анализа, не требующей дополнительных затрат, но в то же время достаточно эффективны для требований управления. Для предприятий, лишенных возможности содержать управленческую бухгалтерию и отделы внутреннего аудита, наиболее удобным является построение этой деятельности на базе анализа формы отчетности, обязательных  к составлению. В этом случае исследование хозяйственной жизни предприятия проводится от общего к частному, т.е. оцениваются комплексные экономические характеристики, а затем, при необходимости проводится детальный анализ тех разделов учетных данных, со стороны которых наблюдается негативное влияние на общую комплексную характеристику. Такая методика дает возможность сократить объем исследовательских процедур и время, необходимое для них (при необходимости, таким образом, может быть осуществлен и экспресс-анализ).

     Наиболее  масштабной, охватывающей самые разные аспекты жизнедеятельности предприятия, является бухгалтерский баланс. Проведение балансового анализа даже небольшим  количеством методов позволяет  выявить финансовое состояние предприятия, его устойчивость, эффективность  хозяйствования, перспективы развития и наиболее опасные для его  благополучия тенденции. Баланс удобен именно возможностью выявления направления дальнейших, детальных исследований, проводящихся на основе аналитического учета, а так же тем, что благодаря огромному числу способов  рассмотрения способен дать информацию для наиболее достоверных и адекватных ситуации выводов.

     Цель  данной работы всестороннее изучение оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Предметом исследования в работе выступает  финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

     Объектом  исследования является бухгалтерский  баланс.

     В работе использовались следующие методы исследования: анализ,  экономико-статистический и др.

 

1 Эффективность деятельности предприятия: понятие, цели и показатели оценки

    1. Экономическая эффективность и  неэффективность

     Рыночная  экономика представляет собой экономическую  систему, функционирующую в условиях конкуренции, противопоставления предложения  и спроса, цены и издержек с тем или иным уровнем вмешательства государственных и частных институтов. Современная экономическая теория, начиная с Адама Смита и Давида Рикардо, выработала перечень фундаментальных понятий, характеризующих особенности рыночной экономики, как на уровне государства и отдельных отраслей экономики, так и на уровне отдельных экономических субъектов. Она изучает рациональность поведения человека в процессе хозяйственной деятельности. Необходимость рационального поведения обусловлена двумя главными факторами:

      - редкость (ограниченность) ресурсов;

      - присущая человеческой природе альтернативность поведения в условиях ограниченности ресурсов, приводящая к ситуации выбора.

     Сутью рационального экономического поведения  человека, оказавшегося в условиях действия указанных факторов, является минимизация затрат и максимизация выгоды. Как отмечают классики современной рыночной экономики, соотношение «издержки – выгоды» есть показатель экономической эффективности [6, 7, 8], а проблема эффективности является центральной в исследовании рыночного хозяйства. В связи с этим общим для всех видов деятельности и организаций-участников рыночных отношений – является и экономическое определение экономических целей рационального менеджмента: стратегия использования отдельных ресурсов должна быть направлена на создание в конечном итоге экономической выгоды, достаточной для того, чтобы, помимо покрытия затраченных ресурсов, обеспечить приемлемую экономическую прибыль с учетом оценки собственниками риска бизнеса [9, с. 21].

     Для того, чтобы пояснить сущность категории «экономическая эффективность» уместно напомнить о трех основных проблемах, которые решаются в рыночной экономике [6]:

      - что именно будет производиться;

      - как производится благо;

      - для кого оно производится.

     Понятие эффективности связано с осуществлением этих задач. Однако в процессе изучения данной экономической категории выясняется, насколько она многоаспектна и насколько разнообразен тот исследовательский инструментарий, который может быть применен для изучения и оценки.

     Термин  «эффективность» нередко применяют  в смысле оптимальности, то есть наилучшего варианта использования ресурсов, находящихся в распоряжении общества. Поскольку производство различных материальных и нематериальных благ осуществляется в условиях конкуренции, то эффективность производства можно определить через оптимальность соотношения между ценой и издержками на единицу продукта. Еще в советские времена Е. Либерман, исследуя категорию эффективности и отмечая, что поиски оптимальных решений касаются сравнения возможных решений с точки зрения их целесообразности, подчеркивал, что целесообразность – это синоним понятий «оптимальность» и «эффективность» [10, с. 13].

     Однако, наряду с понятием экономической эффективности существует понятие неэффективности, суть которого становится понятной через сопоставление достигнутых или запланированных результатов с потенциально возможными. Понятие неэффективности связано с понятием упущенных возможностей.

     Недостаточность конкурентного давления рынка создает  условия, при которых фирма не может поставлять свою продукцию  всем потенциальным потребителям, готовым заплатить цену, которая принесет ей прибыль. Таким образом, хотя фирма может минимизировать свои издержки, она может оказаться не в состоянии максимизировать прибыль вследствие недостаточного использования рыночных возможностей. Это может явиться следствием неэффективного управления, а также внешних факторов.

     Снижение  экономической неэффективности  происходит через выбор альтернативных вариантов распределения или  комбинирования ресурсов. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению хозяйственных и экономических потенциалов хозяйствующего субъекта.

     Профессор А. Шафранов предлагает более глубоко  осмыслить понятие экономической  эффективности производства в новых  экономических условиях. Он дает следующее определение эффективности: «…под эффективностью следует понимать не соотношение результатов и затрат, как общепринято, а степень использования производственного потенциала предприятия, раскрытия возможностей выпуска продукции, получения валового дохода и прибыли на основе учета всей совокупности природных и экономических условий» [11, с. 82].

     Для оценки эффективности деятельности организации исследование ее потенциала (ресурсного, производственного, хозяйственного, экономического) оказывается весьма полезным, так как приводит к основному оценочному показателю, характеризующему цель и эффективность бизнеса – экономической прибыли.

     Ресурсный потенциал представляет собой изначальную  возможность применимости определенного  вида ресурса, которым располагает  экономический субъект, для ведения полезной обществу деятельности.

     Производственный  потенциал – способность экономического субъекта производить материальные блага, используя ресурсы производства

     Хозяйственный потенциал – совокупная способность  производственного потенциала и  деловой активности экономического субъекта в сложившейся маркетинговой среде удовлетворять потребности рынка в определенном количестве материальных благ (работ, услуг).

     Экономический потенциал – способность экономического субъекта обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей бизнеса.

    1. Взаимосвязь экономической и  коммерческой эффективности

     Эффективность деятельности экономического субъекта принято исследовать как с  экономической позиции, так и  с точки зрения практического  бизнеса, в котором постоянно осуществляется движение денежных потоков, ведется расчет прибыли и убытков, формируется прирост капитала. В связи с этим, для целей выработки решений по оценке эффективности и управления его в краткосрочном и долгосрочном периодах, следует различать понятия экономической и коммерческой эффективностей, а также видеть их взаимосвязь (рисунок 1).

       
          Различие между ними состоит, прежде всего, в том, что экономическая эффективность, которая выводится из соотношения категорий «выгоды – издержки», является основой, побудительным мотивом достижения коммерческой эффективности. Коммерческая эффективность определяется в процессе финансового планирования, ведения учетно-расчетных операций и характеризуется соотношением категорий «доходы – расходы».

     Взаимосвязь категорий эффективности заключается  в том, что категория «экономическая эффективность» включает понятия эффективности производства и распределения процессов, обеспечивающих достижение экономической цели ведения бизнеса. Хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность, которая разбивается на три основных составляющих, три потока: обычная (текущая) деятельность, финансовая и инвестиционная.

     1.3 Цели и оценки эффективности деятельности организации

     Оценка  эффективности деятельности организации не является самоцелью в системе целей экономического субъекта. Она существует в контексте выполнения задач управления его деятельностью – как на краткосрочном этапе, так и в отдаленной перспективе.

     В предпринимательской деятельности любого экономического субъекта основной деятельностью является увеличение собственного капитала. Эта цель занимает ключевое место в его экономической целевой концепции, состоящей из текущих и перспективных целевых установок, которые направлены на получение желаемого результата, как в настоящем, так и в будущем. Среди них – производственные цели, связанные с выпуском продукции определенных видов, созданием производственных мощностей, развитием инфраструктуры, организацией сбыта продукции и обеспечением ее качества; финансовые цели, достижение которых позволяет обеспечить финансовое благополучие предприятия, рационально использовать финансовые ресурсы, осуществить инвестиционную политику; достижение финансового успеха в виде достаточного объема продаж, превышения доходов над расходами.

     Совокупность  долгосрочных и текущих экономических  целей деятельности организации  дифференцирована по отношению к следующим основным группам лиц, заинтересованных в успешности функционирования организации:

     - менеджеры;

     - собственники бизнеса (инвесторы);

     - кредиторы.

       Дадим краткую характеристику этих групп, их вклад в деятельность организации и их позицию в оценке эффективности деятельности.

     Позиция менеджмента организации может  быть определена как стремление к  выполнению стратегических и оперативных  задач ведения бизнеса. Менеджеры, независимо от того, являются ли они наемными работниками или собственниками фирмы, несут ответственность за эффективность производства, прибыльность деятельности компании в краткосрочном и долгосрочном периодах, эффективность использования капитала. В случае представления фирмы как обособленного экономического субъекта, действующего независимо от интересов собственников бизнеса, менеджмент организации может быть нацелен на выполнение показателей, способствующих росту благосостояния работников фирмы, что достигается в результате роста объемов продаж, укрепления позиции фирмы на рынке товаров и услуг.

Информация о работе Общая оценка эффективности деятельности предприятия