Общественное государственное управление как одно из условий модернизации образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:19, реферат

Описание

Целью государственно-общественного управления образованием является оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей, т.е. они должны формироваться в диалоге между заказчиками и конкретными потребителями результатов образования.

Работа состоит из  1 файл

управление.docx

— 21.76 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественное  государственное управление

 

как одно из условий  модернизации образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушатель 1 курса  ППРук

Заведующий МДОАУ 

«Детский сад  № 92 г. Орска»

 Альмагамбетова Гульшат Маратовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2

Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования  является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса .

   Целью государственно-общественного  управления образованием является  оптимальное сочетание государственных  и общественных начал в интересах  человека, социума и властей, т.е.  они должны формироваться в  диалоге между заказчиками и  конкретными потребителями результатов  образования.

    Важным показателем  эффективности модернизации российского  образования является внедрение  моделей государственно-общественного  управления образовательными учреждениями  в целях развития институтов  общественного участия в образовательной  деятельности и повышения открытости  и инвестиционной привлекательности  сферы образования. Участие родителей  необходимо, так как родители - это главные заказчики .

Суть государственно-общественного  управления состоит в объединении  интересов государства и общества в решении проблем обучения, воспитания и развития подрастающего поколения  с учетом социальных, культурных особенностей и традиций. Дело в том, что современное  образование не может быть замкнутым  и самодостаточным.  Оно должно быть открытым .

В  нашем дошкольном учреждении  общественное управление представлено следующими органами:

1.     Общее собрание  трудового коллектива.

2.     Педагогический  совет.

3.     Наблюдательный  совет.

4.     Родительский  комитет.

Нормативная правовая база общественного управления:

1.           Нормативно-правовой основой создания  органов общественного управления  образованием является Конституция  РФ. В соответствии с п.1 ст.1 наша  страна является демократическим  федеративным правовым государством  с республиканской формой правления,  что означает, что все сферы  жизнедеятельности человека, в том  числе и образования, обязаны  функционировать на основе права  и демократии.

2.           Приказ  Министерства образования  и науки РФ от 27 октября 2011 г.  № 2562 «Об утверждении типового  положения о дошкольном образовательном  учреждении», где говорится о  том, что управление строится  на принципах единоначалия и  самоуправления.

3.           Закон РФ «Об образовании»  в качестве принципа государственной  политики в области образования  провозглашает демократический,  государственно-общественный характер  управления образования (ст.2), устанавливает,  что управление муниципальными  образовательными учреждениями  строится на принципах единоначалия  и самоуправления (п.2 ст.35). Закон  предоставляет право на участие  в управлении образовательным  учреждением всем участникам  образовательного процесса (п.4 ст.50, п.1 ст.52, п.1 ст.55).  В Законе «Об образовании» подчеркивается, что «работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении» (статья 55); родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы  ребенка, принимать участие в управлении (статья 52).

4.           Устав образовательного учреждения, где обозначены следующее позиции:  заключение договоров между общеобразовательным  учреждением и родителями; наличие  органов общественного самоуправления.  

5.           Постановление Правительства РФ  от 7 февраля 2011 г. N 61 «О Федеральной  целевой программе развития образования  на 2011 - 2015 годы».

Наблюдательный   совет является одной из форм общественного управления ДОУ, создаётся по инициативе администрации или заинтересованных лиц. Наблюдательный совет способствует формированию устойчивого финансового внебюджетного фонда развития учреждения, содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, осуществляет контроль за целевым использованием внебюджетного фонда, обеспечивает общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности воспитанников, родителей и педагогов.

Педагогический  совет – определяет направление образовательной деятельности, перспективы развития учреждения, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

Общее собрание трудового  коллектива  осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители  Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и  заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.

     Родительский комитет  является одной из форм общественного управления ДОУ, создаётся по инициативе администрации или заинтересованных лиц. Родительский комитет способствует формированию устойчивого финансового внебюджетного фонда развития учреждения, содействует организации и совершенствованию образовательного процесса, осуществляет контроль за целевым использованием пожертвований, обеспечивает общественный контроль за соблюдением действующего законодательства, прав личности воспитанников, родителей и педагогов.

В состав родительского комитета могут входить родители (законные представители) воспитанников, педагогические работники учреждения, представители  различных форм собственности. Деятельность членов родительского комитета  осуществляется на добровольных началах.

Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.

 Предложенная модель  взаимодействия органов общественного  управления позволяет проследить  их взаимодействие и взаимовлияние,  а так же способствует усилению  роли общественности в решении  проблем образования, что является  одной из главных тенденций  развития образования, как открытой  государственно-общественной системы.

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном  процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ  образованию, но и разделяет ответственность  за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство  коллектива ДОУ, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.

Структура  управления  МДОАУ.

Управление детским садом  осуществляется в соответствие с  Законом Российской Федерации «Об  образовании», Типовым положением о  дошкольном образовательном учреждении, Уставом, на принципах демократичности, открытости профессионализма. Непосредственное управление детским садом осуществляет заведующий, назначенный Учредителем  на срок, определённый трудовым договором. Управление детским садом строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Структура управления дошкольного  учреждения является четырехуровневой: стратегическое и общественное управление, тактическое управление, оперативное  управление и самоуправление. Связи  и отношения в структуре управления отвечают за ее целостность.

Первое звено – стратегическое: заведующий,  наблюдательный совет,  общее собрание трудового коллектива и педагогический совет .

Второе звено – тактическое  управление: заместители заведующего  по УВР и АХР, медсестра. Второе звено отвечает за организацию конкретных действий по основным направлениям воспитательно-образовательного процесса .

Третье звено – звено  тактической реализации: педагоги детского сада, младший обслуживающий персонал, технический персонал – непосредственные исполнители стратегии и тактики преобразований .

Четвертое звено – воспитанники детского сада и их родители (законные представители): конечное звено в цепочки управления  .

Деятельность заведующего  в рамках информационно-аналитического блока осуществляется посредством :

1.сбора административно-управленческой информации о состоянии воспитательно-образовательной работы;

2. всесторонней оценки деятельности педагогов в ходе наблюдений и административного контроля;

3.       выработки  рекомендаций по совершенствованию  педагогического процесса и принятие  управленческих решений на основе  анализа оперативной и стратегической  информации.

В целом аналитическая  деятельность способствует выделению  позитивных тенденций развития образовательной  системы ДОУ, а также отражению  имеющихся недостатков и проблем, исходя из которых, намечается перспектива  дальнейшей работы с кадрами.

Планово-прогностическая  функция управления реализуется  посредством годового, перспективного и календарного планирования, условий  функционирования ДОУ, приоритетов  образовательной работы, особенностей педагогического коллектива. Задачи годового плана реализуются через  различные формы работы с педагогами, детьми и родителями (законными представителями), предусматривающие последовательный цикл мероприятий.

Организационно-исполнительская  деятельность заведующего детским  садом строится в соответствии с  нормативными предписаниями и должностной  инструкцией, на основе распределения  обязанностей с заместителем заведующего  по учебно-воспитательной  работе, заместителем заведующего по административно-хозяйственной  работе и координации общих усилий по выполнению общественно значимых дел.

Благодаря созданной Структуре  управления

- в ДОУ   решаются  организационно-педагогические вопросы,  обеспечивающие рациональную расстановку  кадров и стабильность кадрового  состава на многих группах

- реализуются демократические  принципы управления, способствующие  установлению тесных контактов  между педагогами и администрацией  образовательного учреждения

- создаются условия для  профессионального роста педагогов,  морального и материального стимулирования  труда, формирования благоприятного  морально-психологического климата  в коллективе.

   Понятно, что модель  государственно-общественного управления  для каждого ДОУ и каждой  территории индивидуальна, формируется  на основе всесторонней диагностики  социокультурной и образовательной  ситуации, сложившейся в данном  районе. Но вместе с тем в  ней должны найти отражение  все основные функции и аспекты  управленческой деятельности на  современном этапе. 


Информация о работе Общественное государственное управление как одно из условий модернизации образования