Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:39, контрольная работа
Цель: изучить внутренние и внешние отношения организации по поводу и в результате обучения ее работников.
Задачи:
• изучить цели процесса обучения персонала;
• рассмотреть формы и методы процесса обучения;
• изучить этапы процесса обучения;
• изучить психологическое влияние обучения на персонал;
• рассмотреть использование обучения персонала для изменений в организации;
• изучить юридический аспект обучения персонала.
Данная контрольная работа состоит из двух глав, первая – теоретическая, вторая – практическая. Теоретическая глава посвящена общим вопросам организации процесса обучения: цели, формы, методы, этапы. Практическая глава – особенностям использования процесса обучения в социальных организациях: психологическому, инновационному и юридическому аспектам.
Введение 3
1. Процесс обучения персонала 5
1.1. Цели процесса обучения 5
1.2. Виды и формы процесса обучения и методы обучения 10
1.3. Этапы процесса обучения 14
2. Особенности использования обучения в социальных организациях 20
2.1. Психологическое влияние обучения на персонал 20
2.2. Изменения в организации и обучение персонала 24
2.3. Юридический аспект обучения персонала 27
Заключение 29
Список литературы 31
Почти на каждом этапе важно учитывать влияние обучения на реорганизацию.
На этапе подготовки необходимо ответить на вопросы: Какие необходимые качества отсутствуют у работников организации и можно ли их восполнить за счет дополнительной подготовки сотрудников? Какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы? На этом этапе обучается специальная группа реорганизации, которая и будет заниматься разработкой всех остальных этапов.
На втором и третьем этапах производится предварительное планирование реорганизации, в том числе планируется процесс обучения персонала, который будет необходим для эффективной работы персонала в реорганизованной организации.
Целью
этапа социального
На
этапе преобразований происходит само
обучение персонала, которое было разработано
и запланировано на предыдущих этапах.
Вопросы обучения персонала достаточно хорошо проработаны в современном российском законодательстве.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 содержит раздел IX «Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Рассмотрим его подробнее.
Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, необходимость которых определяется в большинстве случаев работодателем. Исключением служат некоторые государственные учреждения, в том числе органы некоторые государственной и муниципальной власти, учреждения здравоохранения и некоторые другие. Например, каждый специалист по таможенному оформлению обязан каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым высшими органами государственной власти, в объеме 40 академических часов35.
Обучение работников производится на основании ученического договора, который заключается между работником и работодателем. Он регулируется гражданским и трудовым законодательством. Ученический договор не имеет строгой формы и может варьироваться в зависимости от конкретных целей, преследуемых организацией и интересов работника. Пример ученического договора представлен в приложении 2.
Грамотно составленный ученический договор может улучшить мотивацию работника к обучению и труду после обучения. Так наличие пункта об обязанности работника отработать определенный срок после прохождения обучения не является существенным при составлении ученического договора, то есть он может быть и включен в него, и не включен. Наличие такого пункта дает работодателю дополнительные гарантии в том, что работник не уволится сразу же по окончании оплаченных курсов. С другой стороны отсутствие такого пункта, если на это ненавязчиво обратить внимание при заключении договора, может подчеркнуть доверие работодателя к работнику, что положительно скажется на отношениях в коллективе и мотивации к труду.
Важным для работодателя является пункт 23 статьи 264 Налогового кодекса РФ исключает из налогооблагаемой прибыли расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе.
Таким образом, российское законодательство составлено таким образом, чтобы стимулировать работодателя повышать профессиональный уровень работников, и работники обладали социальными гарантиями и были заинтересованы в прохождении обучения.
Социальная организация состоит из людей, и это определяет ряд ее специфических свойств. При подготовке, планировании и проведении обучения особенно актуальной становится проблема учета всех личных и коллективных факторов, оказывающих влияние на деятельность организации. Высокая степень неопределенности увеличивает риски компании. Для снижения рисков необходимо уменьшить неопределенность, рассматривая в подробностях психологические аспекты деятельности коллектива, подготовить персонал и организацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды организации. Снижение рисков, связанных с персоналом, возможно и необходимо посредством заключений гражданско-правовых договоров. При этом основными факторами эффективного управления и обучения кадров выступают высокий уровень профессиональной подготовки менеджеров по работе с персоналом и линейных менеджеров и заинтересованность государства в повышении среднего профессионального уровня работоспособного и обучающегося населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение, подготовка
и развитие персонала – приобретение
сотрудниками необходимых знаний и
навыков, развитие личностных и деловых
качеств. Основывается на существующих
в организации требованиях к
должностному и квалификационному
уровню. Включает в себя: исследование
потребности в краткосрочном и долгосрочном
обучении (профессиональном и управленческом)
исходя из потребности организации и ее
стратегических планов; оценку кандидатов
на прохождение обучения; составление
плана обучения; оценку результатов обучения;
планирование карьеры сотрудников; работу
с кадровым резервом.
В течение многих лет задача описания
потребностей организации в развитии
сотрудников решалась относительно просто.
Надо было обучать новых сотрудников выполнению
своей работы (или, если они имели опыт
работы, обучать их тому, какие требования
к выполнению работы предъявляет новая
организация-работодатель). В некоторых
случаях возникала необходимость повторного
– («освежающего») обучения сотрудников,
у которых ухудшились показатели выполнения
работы. При появлении новой технологии
или при назначении на другие должности
могло потребоваться переучивание сотрудников.
Наконец, организации проводили развивающее
обучение, чтобы помочь отдельным сотрудникам
реализовать свой профессиональный потенциал
или достичь определенных целей, а также
для формирования резерва талантливых
людей, способностями которых организация
могла бы воспользоваться в будущем.
Для удовлетворения каждой из перечисленных
потребностей в обучении необходима деятельность,
относительно четко разграниченная по
видам, которая осуществляется по мере
надобности (или иногда, применительно
к профессиональному развитию сотрудников,
«по настроению»). В периоды стабильности,
когда не было текучести кадров и сохранялся
устойчивый уровень производства, некоторые
компании могли обходиться вообще без
всякой обучающей деятельности. Однако
для большинства современных организаций
такая простая картина является несбыточной
мечтой, поскольку сейчас границы между
обучением, переучиванием и профессиональным
развитием быстро стираются.
Происшедшие изменения обусловлены многими
причинами. После сокращения штатов должностные
обязанности и задачи оставшихся сотрудников
часто расширяются, и им могут потребоваться
новые умения. В результате модернизации
производства меняются оборудование и
методы работы, поэтому ранее приобретенные
умения могут оказаться недостаточными
или устаревшими. В связи с тем, что организации
все шире используют временных сотрудников,
возрастают потребности в обучении на
рабочем месте. Поскольку для заполнения
низкооплачиваемых должностей трудно
найти людей, обладающих адекватными базовыми
умениями (чтение, письмо, арифметика),
многим организациям приходится заниматься
восполнением пробелов в образовании
сотрудников.
Изменяются не только потребности в обучении
сотрудников, занимающих низшие должности
в организации. Высококвалифицированные
технические специалисты могут уйти из
компании, если им не предоставляются
возможности дополнительного образования
и развития. В результате слияния или продажи
компании другим владельцам администраторы
высшего уровня, имеющие большой опыт
и эффективно управляющие компанией по
производству, могут оказаться перед необходимостью
изучить все тонкости торговли собственным
товаром. Организациям, имеющим «плоскую»
структуру управления (меньшее количество
уровней менеджмента) или работающим в
специфических социокультурных условиях,
приходится вводить новые стили менеджмента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ