Обучение персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание

Обучение призвано подготовить персонал к правильному решению более широкого круга задач и обеспечить высокий уровень эффективности в работе. При этом оно позволяет не только повышать уровень знаний работников и вырабатывать требуемые профессиональные навыки, но и формировать у них такую систему ценностей и установок, которая соответствует сегодняшним реалиям и поддерживает рыночную организационную стратегию.
Сегодня банки рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние также и на достижение банковских целей.

Содержание

Введение
1. Анализ потребностей в подготовке и переподготовке управленческого персонала
2. Планирование процесса переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
2.1 Стратегическое (перспективное планирование)
2.2 Оперативное планирование
3. Программа обучения
3.1 Основные методы обучения
3.2 Современные формы профессионального обучения в Российской Федерации
4. Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Обучение персонала1.doc

— 134.00 Кб (Скачать документ)

     Чтобы иметь право выдавать документ о профессиональном образовании на уровне начального, среднего, высшего образования, организация обязана создать образовательное учреждение по правилам Закона РФ "Об образовании".

     4. Оценка качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческого персонала.

     Влияние повышения квалификации управленческих кадров на производство состоит в  том, что кадры, обладающие необходимым  объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов. Поэтому воздействие переподготовки кадров на производство зависит не только от количества обученных, но и от качества обучения.

     Выделяют  три слагаемых качества профессионального  обучения: качественный состав обучаемых; качественный состав педагогических кадров; современный уровень учебно-материальной базы. Воздействуя на них, можно в определенной мере улучшать переподготовку и повышение квалификации персонала.

     Большую роль играет система отбора слушателей, направляемых на переподготовку. Рекомендуется учитывать такие факторы, как возраст, личностный потенциал, степень мотивированности переподготовки, восприимчивость к обучению, вероятность образования вакансий и т.д.

     Тщательный  отбор слушателей дает возможность  учить только тех, кто способен и хочет учиться, а также сформировать контингент, поддающейся повышению квалификации.

     Если  рассматривать ситуацию, когда руководитель повышает квалификацию, то такое обучение будет особенно эффективным при  наличии у этого человека потребности в самореализации и саморазвитии. При этом важно, чтобы данная потребность сформировалась как у отдельной личности, так и в том производственном коллективе, который направляет работника на переподготовку.

     В тех производственных структурах, где  руководители и работники кадровых служб стимулируют персонал к повышению квалификации, уделяется должное внимание и оценке деятельности его после прохождения переподготовки. В этом случае у управленческих работников удовлетворяется не только потребность в самореализации, но и другие личные потребности, в частности потребность в осознании собственной значимости, самоуважении и самосохранении.

     Вторым  важным слагаемым качества переподготовки является состав преподавательских  кадров. Качество преподавания в значительной мере зависит и от условий труда преподавательского состава, и от его оплаты.

     Существенное  значение для повышения уровня и  качества профессионального обучения имеет третье слагаемое – уровень  развития учебно-материальной базы и  степень оснащенности учебного процесса современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения.

     Эффективность профессионального обучения является управленческой подсистемой, которая  включает такие элементы, как лицензирование учебных заведений, их аттестация, управление качеством обучения и анализ качества обучения.

     Оценки  уровня обучения является определенной формой контроля, направленного на оценку знаний, навыков, умений, и используется обычно в следующих случаях:

     • перед началом обучения (входной контроль) для выявления способности усваивать учебный материал;

     • в ходе обучения;

     • в конце обучения (выходной контроль) для определения уровня подготовленности к самостоятельному решению актуальных производственных задач.

     Отсутствие  широкого самоконтроля и контроля знаний и навыков, а также документирования результатов контроля без применения компьютеров является наиболее слабым местом традиционного обучения. Применение автоматизированных систем в системе повышения квалификации устраняет перечисленные недостатки и позволяет: контролировать процесс обучения; прогнозировать процесс переподготовки, используя данные автоматизированной обработки статистических данных; получать и анализировать результаты переподготовки; подбирать группы слушателей для конкретных занятий в соответствии с особенностями контингента слушателей разгрузить преподавателя от рутинной работы для получения необходимой информации по контролю за ходом учебного процесса и усвояемости материала слушателями.

     Специалисты-эксперты отличают три типа критериев оценки повышения квалификации управленческого персонала – внутренние, внешние и по реакции участников. Внутренние критерии прямо связываются с содержанием конкретной программы. Внешние критерии больше связаны с конечными целями, например, с повышением эффективности работы менеджеров. Кроме того, внешние критерии включают оценку исполнения работы, степень применяемости полученных знаний и целый ряд важнейших экономических показателей. Критерий по реакции участников связан с тем, что думают сами менеджеры о пользе и содержании определенного вида переподготовки.

     Большинство экспертов считают, что для оценки переподготовки кадров следует использовать собирательные критерии использование  подобных критериев оценки дает лишь общее представление. Более полную и корректную оценку эффективности повышения квалификации дают такие тонкие психологические методы, как тестирование, экспертные оценки и др. Дело в том, что полученные управленцем знания – это лишь нереализованный потенциал. Для его использования необходимо, чтобы знания, полученные менеджерами, преобразовались в психологическую установку. Но если преподаватель ставит перед собой цель дать знания и дает их, то это еще не означает достижения цели повышения квалификации, поскольку хорошо известно, что можно знать что-то, а поступать вопреки этому знанию.

     Некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного  типа мышления и поведения (характерно для программ, направленных на профессиональное развитие персонала, например молодых сотрудников организации). Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, поскольку её результаты рассчитаны на долговременный период и связаны с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке. В подобных случаях можно использовать косвенные методы:

  • тесты, проводимые до и после обучения и показывающие насколько увеличились знания обучающихся;
  • наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
  • наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
  • оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.
 

 

      Заключение 

     В современных условиях быстрого устаревания  профессиональных навыков способность  организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным развитием превратилось в последние два десятилетия в важнейший элемент управления современной организацией. Формами профессионального развития являются - планирование и развития карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.

     В последние двадцать лет большинство  ведущих организаций взяли на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали постоянно действующие учебные центры, институты и университеты. Сегодня организации рассматривают профессиональное обучение как непрерывный процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных целей, и управляют им соответствующим образом.

     Цикл  профессионального обучения начинается с определения потребностей, которое  состоит в выявлении несоответствия между требованиями организации  к профессиональным знаниям и  навыкам своих сотрудников и  теми знаниями и навыками, которыми они в действительности обладают. На основании анализа потребностей и ресурсов организации формируется бюджет, и определяются цели профессионального обучения, а также критерии оценки его эффективности. Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности её деятельности (более полной реализации организационных целей) и соответствующим образом измеряет её эффективность. Помимо интегральной оценки организации оценивают эффективность каждой отдельной программы обучения по степени достижения целей этих программ.

     Разработка  и реализация программ профессионального  обучения может осуществляться как  самой организацией, так и специализированными  компаниями, в каждой конкретной ситуации выбор определяется анализом преимуществ и недостатков каждого варианта. Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.

 

Список литературы

 

1. Оганесян И. Управление персоналом организации: Уч. пос.,2000.

2. Анастази А. Психологическое тестирование,2004.

3. Беклемышев Е. П. Оценка деловых качеств руководителей и специалистов, 2000. .Бизнес и менеджер. - М.: Азимут-Центр, 2002.

4. Бляхман Л. С., Сидоров В. А. Качество работы: роль человеческого фактора, 2000

5. Спивак В.А. Управление персоналом: Практ. по курсу,2000

6. Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Уч. пос., 2001.

Информация о работе Обучение персонала