Обзор школ менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 09:51, реферат

Описание

Основное внимание исследователей этой научной школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:

• повышения производительности и эффективности труда;

• нормирование труда;

• работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация);

• мотивации труда работников;

• разрешение социальных проблем.

Работа состоит из  1 файл

научные школы менеджмента.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)

Основные  школы научного менеджмента

 

Классическая (традиционная) школа  управления: Ф. У. Тейлор (1856-1915), Х. Эмерсон (1853-1931), Г. Гант (1861-1919), Л. Гилбрет (1878-1972), Ф. Гилбрет (1868-1924), Г. Форд (1863-1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файоль (1841-1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик, Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М. Вебер, М. Фоллет, Р. Шелтон.

Основное  внимание исследователей этой научной  школы привлекали вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления:

    • повышения  производительности и эффективности труда;

    • нормирование труда;

    • работа с  кадрами (набор, отбор, переквалификация);

    • мотивации  труда работников;

    • разрешение социальных проблем.

Из этой школы выделилась отдельная группа ученых, внимание которых привлекали общие функции и принципы управления, функции менеджеров и руководителей на всех уровнях управления предприятием. Наиболее известными представителями административной и функциональной школы управления являются А. Файоль, Дж. Муни, А. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. 0'Доннел, М. Вебер, Ч. Бернард, которые рассматривали следующие вопросы:

    • основные принципы менеджмента;

    • основные функции управления;

    • процессный подход к управлению;

    • принципы работы менеджеров низшего, среднего и  высшего звена управления;

    • построение организации;

    • централизация  и децентрализация власти;

    • мотивация  труда и стабильность кадров;

    • разделение труда;

    • власть и ответственность;

    • справедливость оплаты;

    • контроль.

Изучая  вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке, что привело к формированию «школы человеческих отношений». В конце 1950-х гг. некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу), изучающую не просто межличностные отношения, а самого человека.

Своей известностью «школа человеческих отношений» обязана трудам таких ученых, как Г. Мюнстерберг (1863-1916), М. Фоллетт (1868-1933), Э.Мэйо (1880-1949), Ч. Бернард (1887-1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Райс, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Домма, Дж. Баллантайн, Р. Черчмен, Р. Акофф, Е. Арноф.

Основное  внимание исследователей привлекали следующие проблемы:

    • социальная ответственность бизнеса перед  работниками;

    • индивидуальная психология;

    • человеческие потребности;

    • психология и мотивация работников;

    • конфликты (функциональные и дисфункциональные);

    • обеспечение  единства целей и усилий членов коллектива;

    • формальные и неформальные организации;

    • статусы  и роли членов коллектива;

    • авторитет  и лидерство в коллективе;

    • роль социальных, половых, возрастных, этнических и других, влияющих на эффективность  труда факторов.

Счастливый  рабочий — есть эффективный и  производительный рабочий, утверждали представители этой школы. Как обеспечить ему это счастье?

Постепенно  становилось ясно, что эффективность  труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование школы «социальных систем», которая возникла под влиянием концепций структурно-функционального анализа, развиваемых Т. Парсонсом, Р. Мертоном, а также общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт). Такие ее представители, как Ч. Бернард, (1887-1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916), Д. Марч, А. Этциони, М. Хейра, индустриальные социологи Э. Трист рассматривали социальную организацию как комплексную организационную систему с рядом составляющих:

    • индивид;

    • формальная структура организации;

    • неформальная структура организации;

    • статусы  и роли членов организации;

    • внешнее  окружение (государственные структуры, поставщики, покупатели, партнеры, конкуренты и т.д.);

    • технические средства труда.

Представители этой школы исследовали взаимодействие этих составляющих между собой, неаддитивность, коммуникативные связи и равновесие организационных систем, вопросы мотивации труда (баланс «вклада» и «удовлетворения»), лидерства, стратегического планирования, принятия решений, взаимодействия человека и машины (индустриальная социология). Прагматично ориентированные «практики» (руководители крупных фирм и компаний, государственных структур) считали, что менеджмент должен быть построен на обобщении опыта прошлой работы с использованием методов экономических наук, психологии, социологии, статистики, математики (так называемое «эмпирическое» направление, или «менеджеризм»). Эмпирики часто говорили о необходимости создания единой теории управленческой деятельности. К представителям «эмпирической» школы управления относятся Р. Дэйвис, Л. Эппли, Э. Дэйл, А. Слоун, А. Чандлер, Г. Саймондс, У. Ньюмен, Э. Петерсен, Э. Плоумен, А. Коуэл, А. Свенсон, Т. Левитт, У. Беннис, П. Друкер и др.

По мере развития математики и экономико-математических методов, теории систем и управления, кибернетики, вычислительной техники с начала 1950-х гг. стала постепенно формироваться «новая школа» управления, в которую входили Л. Берталанфи, Д. Форрестер, А. Рапопорт, К Боулдинг, С. Бир, Е. Арноф, Р. Аккоф, Д. Экман, Р. Калман, Л. Заде, М. Месарович, Я. Типберген, Л. Клейн, А. Гольдбергер, В. Леонтьев и др.

Внимание  представителей «новой школы» было сфокусировано на:

    • сетевом планировании;

• планировании расписаний (поступлении и расходовании ресурсов, запасов, ходе технологических процессов);

• оптимизации и распределении ресурсов организации (линейные, нелинейные и динамические методы);

    • управлении и оптимизации запасов ресурсов;

    •  использовании «теории игр» при принятии решений в условиях неопределенности и рисков (которая в дальнейшем переросла в самостоятельную область математики — «теорию принятия решений»);

    • прогнозировании;

    • использовании «теории массового обслуживания» для вычисления вероятности очередей и их минимизации;

    • системном анализе (с помощью «дерева» целей, критериев значимости целей и вероятностей их достижения);

    • эконометрике (построении инструментами математики различных макроэкономических моделей и моделей типа «затраты—выпуск»);

    • исследовании операций как отдельной научной дисциплиной для решения задач планирования принятия решений, оптимизации и прогнозирования;

    • статистических методах анализа и оценки различных ситуаций (однофакторный, двухфакторный, кластерный, корреляционный анализ и др.).

Наибольшую  значимость приобрел системный подход к управлению. Цель системного анализа заключается в оценке эффектов деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов. Основные этапы системного анализа включают в себя:

    • формулирование целей (как правило, в показательной  форме);

    если  необходимо, строится дерево целей  с коэффициентами значимости всех целей;

    • разработка альтернативных вариантов реализации цели(ей);

    • оценки альтернатив решений (в цифровой форме);

    • оценки эффектов и затрат для каждой альтернативы;

  • выборе лучшего варианта, обеспечивающего  минимум затрат при максимуме  эффекта.

Таким образом, все учения об управлении можно разбить  на две большие группы, одномерные и синтетические.

Одномерные учения исследуют отдельно процессы труда, человека, администрирование и др.

Синтетические учения исследуют управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

К синтетическим  учениям относятся, например:

• «школа социальных систем»;

• системный  подход;

управление по целям П. Друкера (МВО);

ситуационные теории (методы управления меняются в зависимости от ситуации, а поэтому управление является искусством);

теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос). Эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести: стратегии управления, структуры организации, процессов организации, штатов, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценности. Основная задача менеджмента — гармонизация этих семи составляющих;

теория Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках. Теория Z является альтернативой бихевиористской концепции Д. Мак-Грегора (выделявшего в зависимости от взглядов руководителя на подчиненных два типа управления: Х и Y). Руководствующийся теорией Х руководитель считает, что человек по природе своей ленив, склонен к принуждению, избегает ответственности, что требует применения авторитарного стиля руководства. Руководствующийся теорией Y руководитель считает, что в благоприятных условиях человек стремится к творчеству, с готовностью принимает на себя ответственность, осуществляет самоконтроль, а значит, наиболее адекватным стилем руководства является либерально-демократический стиль. Д. Мак-Грегор считал, что более эффективным является управление типа Y.

Информация о работе Обзор школ менеджмента