Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:23, курсовая работа
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.
Введение. 3
1. Общие подходы к аттестации сотрудников 5
2.Формы оценки персонала 7
3. Два подхода к оценке персонала 8
4. Количественные методы оценки 10
4.1 Метод стандартных оценок 12
4.2 Экспертные оценки 12
4.2.1 Общие подходы 12
4.2.2 Индивидуальный способ экспертной оценки 14
4.2.3 Групповой способ экспертной оценки 14
4.2.4 Документация, необходимая при экспертной оценке 14
4.3 Сравнительные методы 18
5. Качественные методы оценки. 19
5.1 Оценка по методу черт. 19
5.2 Оценка на основе анализа труда. 21
5.3 Метод оценочных центров (Assessment Center) 22
5.3.1 Алгоритм методики 22
5.3.2 Процедура профессиографирования 22
5.3.3 Психологическая оценка персонала 22
5.3.4 Профессиональная оценка персонала 24
5.4 Управление посредством установки целей (МВО, Management by Objectives) 25
6. Диагностическая система оценки 27
6.1 Общие подходы 27
6.2 Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (П) 27
6.3 Расчет оценки уровня квалификации работника (К) 30
6.4 Расчет оценки сложности выполняемы работ (С) 30
6.5 Расчет оценки результатов труда (Р) 31
6.6 Расчет комплексной оценки результатов труда и деловых качеств работников (Д)30
Заключение. 32
Список используемой литературы. 34
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАПРАВЛЕНИЕ «ГМУ-н (081100.62)»
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По предмету: основы управления персоналом
На тему: «Оценка персонала».
Выполнил: Тамирджанова Светлана Гарриевна
Студент 2 курса
3 семестр
Группа 3211046036
№ зачетки 32110603
2013
Содержание.
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Показатель прибыли
позволяет оценить эффективност
Такая система повышает эффективность управления человеческими ресурсами организации через:
Названные выше преимущества не приходят в организацию автоматически в момент внедрения системы оценки. Они реализуются тогда, когда выполняется ряд дополнительных условий:
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Однако наиболее распространенной является система аттестации персонала.
Аттестация представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемой его непосредственным руководителем. Аттестация включает в себя несколько этапов : определение даты аттестации , подготовка сотрудника и руководителя, аттестационное собеседование и заполнение формы.
Личный план сотрудника. Одним из результатов аттестационного собеседования является утверждение личного плана сотрудника на следующий аттестационный период. Основное назначение плана - выработка "рецепта" для повышения эффективности работы сотрудника. Существует несколько форм таких планов, хотя наиболее распространенными (и взаимодополняющими) в настоящее время являются индивидуальный план развития и личные цели.
Индивидуальный план развития (рис.1) представляет собой самооценку сотрудника (применительно к занимаемой им должности), его видение того, как он мог бы улучшить результаты своей профессиональной деятельности и мероприятия, которые могли бы помочь ему в самосовершенствовании. Часто индивидуальный план содержит пункт о долгосрочном профессиональном развитии сотрудника, т.е. развитии его карьеры.
Ф.И.О._________________ |
|
Должность:_____________ |
Подразделение:_______________ |
а) Каковы Ваши сильные стороны ?
б) В чем вам нужно
а) Каким образом Вы могли бы улучшить свои результаты в данных областях?
б) Какое обучение могло бы Вам в этом помочь? |
Рис.1. Индивидуальный план развития
Личные цели - это ограниченный набор ключевых задач для сотрудника на аттестационный период. Установление личных целей является элементом системы управления посредством установки целей (МВО в английском сокращении). Включаемые в личный план цели должны быть конкретными, поддающимися измерению, напряженными и связанными с задачами, стоящими перед организацией в целом и подразделением, в котором работает сотрудник. Для того чтобы достичь этого, цели, намеченные работником, обсуждаются им с руководителем. Результатом такого обсуждения является согласованный личный план сотрудника, которым он руководствуется в течение аттестационного периода.
Для проведения аттестации многие организации используют сегодня и индивидуальные планы развития, и личные цели. Первое дает возможность спланировать и оценить профессиональное развитие и рост работника, второе устанавливает конкретные профессиональные задачи и предоставляет инструмент оценки их выполнения.
Текущий контроль. В течение всего аттестационного периода руководитель осуществляет контроль за работой сотрудника, в том числе за выполнением индивидуального плана. Для этих целей руководитель может использовать специальную форму регистрации достижений (рис. 3), позволяющую более объективно аттестовать сотрудника в конце периода и лучше подготовиться к аттестационному собеседованию.
Ф.И.О. сотрудника____________________ Период аттестации ______ - ______ |
||
Дата |
Цель |
Событие |
Рис. 3 Форма регистрации достижений
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
Методы оценки, при которых сотрудников оценивает непосредственный руководитель, являются традиционными для большинства современных компаний. Они эффективны в крупных иерархических организациях, действующих в условиях достаточно стабильной внешней среды.
В тоже время, этим методам присущ ряд недостатков, делающих их неадекватными для современных динамичных компаний, которые функционируют в условиях глобальной конкуренции. Традиционные методы:
Неудовлетворенность многих
организаций традиционными
В целевых и плановых оценках, а также в текущих оценках условно различают три группы методов:
4.1 Метод стандартных оценок
Наиболее старым и самым распространенным методом оценки является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале (рис. 4).
Вес |
Фактор |
Оценка |
Комментарий |
30% |
Качество работыАккуратность и тщательность в работе. Соответствие стандартам качества |
||
10% |
ПланированиеСпособность разрабатывать
и реализовывать планы |
||
25% |
ОрганизацияСпособность эффективно использовать ресурсы и время для достижения результатов |
||
15% |
Руководство/ЛидерствоСпособность мотивировать и руководить людьми, устанавливать стандарты, оценивать работу подчиненных и способствовать ее улучшению |
||
10% |
КоммуникацияСпособность эффективно взаимодействовать с людьми, ясно выражаясь в устной и письменной форме |
||
10% |
Отношение к работеОтветственность, способность работать с большой нагрузкой |
||
Итоговая оценка: П (превосходно) О (отлично) Х (хорошо) НО (ниже ожидаемого) Н (неудовлетворительно)
Комментарии: |
Рис. 4 Форма аттестационного листа
Данный метод отличается малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода также обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек - руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки. Хотя он должен принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться личные взаимоотношения с подчиненным. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.