Оплата труда работников бюджетной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание

Актуальность: Необходимость в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетного сектора экономики назрела в связи с падением престижа труда основных категорий работников этого сектора экономики: врачей, учителей, преподавателей, ученых, работников культуры и искусства, государственных служащих и других из-за ошибочно возникшей негативной тенденции отведения этим сферам второстепенной роли в экономике страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….…...3
1. Сущность и роль заработной платы бюджетной сферы в рыночной экономике
1.1 Сущность и функции заработной платы в бюджетной сфере экономики……5
1.2 Функции заработной платы……………………………………………………...7
1.3 Необходимость проведения реформы оплаты труда бюджетной сферы…….10
2. Формы и системы организации заработной платы
2.1 Классификация форм и систем заработной платы…………………………….14
2.2 Единая тарифная сетка…………………………………………………………...16
2.3 Оплата труда работников вуза: реальность и перспективы……………………23
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯ 2.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)
="justify">Руководителям муниципальных учреждений предстоит:

· утвердить  положения об оплате труда с последующим  внесением изменений в коллективный договор учреждения;

· разработать  штатное расписание;

· провести разъяснительную работу в коллективе;

· заключить  до 1 января 2009 года дополнительные соглашения к трудовым договорам и внести изменения в форму трудового  договора для вновь принимаемых  работников.

     Для успешного осуществления перехода на новые системы оплаты труда  важно обеспечить своевременное  и полное информирование работников учреждений бюджетной сферы о  предстоящих изменениях в оплате труда.

2. Формы и системы  организации заработной платы

2.1 Классификация форм  и систем заработной  платы

     Актуальность  проблем, связанных с оплатой  труда, неизбежно расширяет круг исследователей и увеличивает количество публикаций по данной тематике, приводятся варианты классификации систем заработной платы, однако с сожалением приходится констатировать, что мы сегодня не имеем безупречных вариантов их систематизации.

В отношении  форм заработной платы долгое время  выделялись две формы: повременная  и сдельная. Нетрудно заметить, что  выделение форм заработной платы производится по признаку «основной зарплатоформирующий фактор». В первом случае - при повременной форме основной первичной переменной, влияющей на величину зарплаты, выступают затраты труда (затраты рабочего времени). Во втором случае - результаты труда, количественные показатели результатов трудовой деятельности. Лишь гипотетически можно рассуждать, что вместо затрат или результатов труда будут учитывать количество иждивенцев у работника или другие показатели.

     С 90-х гг. учеными стали выделяться и другие формы. Довольно часто сегодня в качестве третьей формы называется контрактная, хотя для этого нет достаточных оснований. Контракт - не особая форма оплаты, а юридическая форма трудового соглашения (договора). Это, как правило, емкий документ, в котором может предусматриваться та или иная система повременной или сдельной оплаты труда.

     Нередко без должной аргументации в числе  новых форм заработной платы называют комиссионную систему, оплату по «плавающим окладам», бестарифные и другие варианты.

     Выделение систем заработной платы сопряжено с использованием таких признаков, как численность исполнителей работ (индивидуальные и коллективные), наличие дополнительной нормы оплаты, наличие премиального компонента, применение коэффициентов эффективности труда и других существенных признаков.

При наличии  дополнительной нормы оплаты (расценки часовой или иной ставки) формируются  следующие системы сдельной заработной платы: сдельно-прогрессивная, сдельно-регрессивная, сдельно-пропорциональная; при повременной  оплате подобные системы уместно будет назвать повременно-прогрессивными, повременно-регрессивными, повременно-пропорциональными. Следует заметить, что пропорциональные системы являются и останутся доминирующими: в этом случае дополнительная норма оплаты (расценка, тарифная ставка) равняется основной, что равнозначно ее отсутствию.

     Для краткости мы не рассматриваем в  нашей работе другие классификационные  признаки и не приводятся примеры  начисления заработной платы при  различных системах.

     Возвращаясь к формам оплаты, можно привести следующий пример некорректной классификации: установлено, что трубы могут быть овальными, круглыми, квадратными и медными. Нечто подобное обнаруживается при выделении трех-пяти и более форм заработной платы.

     В качестве третьей формы возможно обособление повременно-сдельной формы  оплаты труда. В этом случае часть  заработной платы формируется пропорционально  отработанному рабочему времени, а  часть - пропорционально количественному  показателю, характеризующему результаты трудовой деятельности (выработку, объем реализации, сумму прибыли и др.)

     Величина  первой (повременной) части зарплаты должна быть не менее МРОТ, установленной  в РФ. По усмотрению работодателя она  может начисляться умножением доли тарифной ставки на отработанное время. Для начисления второй (сдельной) части норма оплаты (расценка) за единичный учитываемый результат определится делением второй доли тарифной ставки на нормированное значение желательного результата за единицу времени. Вариантами выделенной третьей формы могут быть такие системы заработной платы, как простая повременно-сдельная, повременно-сдельно-премиальная, окладно-сдельная, окладно-комиссионная, повременно-сдельно-прогрессивная, повременно-косвенно-сдельная и другие.

2.2 Единая тарифная сетка

     В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

     Несмотря  на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в  бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

     Основная  причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

     До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ  
  1992 г. 1999 г. 2001 г. 2006 г.
1 1.00 1.00 1.00 1.00
2 1.30 1.36 1.11 1.04
3 1.69 1.59 1.23 1.09
4 1.91 1.73 1.36 1.142
5 2.16 1.82 1.51 1.268
6 2.44 2.00 1.67 1.407
7 2.76 2.27 1.84 1.546
8 3.12 2.54 2.02 1.699
9 3.53 2.91 2.22 1.866
10 3.99 3.27 2.44 2.047
11 4.51 3.68 2.68 2.242
12 5.10 4.18 2.89 2.423
13 5.76 4.73 3.12 2.618
14 6.51 5.32 3.36 2.813
15 7.36 6.00 3.62 3.036
16 8.17 6.68 3.90 3.259
17 9.07 7.41 4.20 3.51
18 10.07 8.23 4.50 4.50

     Единая  тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность  ее действия составляет более 12 лет.

     Единая  тарифная сетка является удобной  и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

     В условиях нестабильной экономики с  высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания  соотношений по уровням оплаты труда  в различных отраслях, принятие согласованных  решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

     За  период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами  было самым важными вопросом в  применении Единой тарифной сетки, и  мероприятия по его изменению  проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

     Величина  минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной  сферы в Российской Федерации  входит в систему основных государственных  гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

     Оклады  работников всех разрядов ЕТС устанавливаются  путем умножения оклада первого  разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

     Действительно, чем можно объяснить то, что  сначала разница между тарифными  коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем  уменьшается (0.22) и после этого  снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

     Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь  между первыми шестью разрядами  и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим  значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

     Эта очевидная ошибка разработчиков  шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о  повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

     После этого с 1 декабря 2001 г. была введена  шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

     Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление  Правительства Российской Федерации  от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее  с 1 мая 2006 г., с математической точки  зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

Информация о работе Оплата труда работников бюджетной сферы