Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:53, реферат
СТЕП-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития. STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political).
Определение факторов внешней среды.
Методики
STEP, PEST, STEEP – анализа
СТЕП-анализ - полезный инструмент стратегического менеджмента, позволяющий анализировать рыночную ситуацию, положение фирмы на рынке, ее потенциал и направление для развития. STEP является аббревиатурой названия таких факторов: социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political). Именно эти факторы внешней среды, оказывающие прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность субъекта бизнеса являются предметом изучения СТЕП-анализа.
В
современной экономике
Менеджмент предпринимательских структур все чаще ориентируется на методы стратегического менеджмента, основывающегося на теории организаций, микроэкономике и теории индустриальной организации. А сам менеджмент приобретает все более выразительную внешнюю ориентацию. Это находит яркое отражение в современной теории предпринимательского анализа. Эти теории и их практико-методический инструментарий не является «чистым анализом», а представляет собой своеобразный аналитический аппарат, позволяющий одновременно исследовать внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среду и разрабатывать практические шаги по совершенствованию менеджмента предприятий.
СТЕП-анализ является комплексным инструментом оценки внешних влияний предпринимательской среды на субъект предпринимательства по схеме «фактор→предприятие». Концептуально цель СТЕП-анализа ответить на три основных вопроса:
Внешние факторы
при этом рассматриваются в
разрезе четырех основных
Общественные (social) – например, демографическая ситуация, доходы населения, мобильность трудовых ресурсов и их миграция, стиль и уровень жизни, обычаи, культурные и образовательные нужды и т.д.
Технологические (technological) – например, развитие науки и техники, изобретения и патенты, изменения технологий, соответствие производственных ресурсов и средств.
Экономические (economical) – например, тенденции макроэкономических показателей национальной экономики, жизненный цикл предприятия и отрасли, макроэкономические показатели и их тренд, уровень безработицы, изменение стоимости ресурсов.
Политические (Political) – например, стабильность правительства, регионализм, регулирование внешней торговли, государственное регулирование предпринимательства, налоговая и антимонопольная политика, ограничение и лицензирование, экономические требования, защита от преступных посягательств криминалитета и т.д.
При СТЕП-анализе необходимо постепенно рассмотреть все детерминирующие факторы и исследовать их возможное влияние на деятельность предприятия. После этого составляют план минимизации отрицательных влияний и возможного противодействия им. Результаты СТЕП-анализа лучше всего оформлять в виде матричной таблицы или схемы. Поскольку СТЕП-анализ имеет четко определенную внешнюю ориентацию, то при анализе предпринимательской среды возникает необходимость в рассмотрении конкурентной ситуации предприятия или отрасли, ибо именно в конкурентной ситуации находит свое отражение соотношение экономики конкретного субъекта предпринимательства с маркетинговой диспозицеей.
Иногда STEP-анализ еще называют PEST-анализом,
но по сути – это одно и то же.
Основные положения STEP-анализа:
Стратегический анализ каждой из четырех
указанных компонент должен быть достаточно
системным, так как все они тесным и сложным
образом взаимосвязаны.
- Нельзя полагаться только на эти компоненты
внешней среды, так как реальная жизнь
значительно шире и многообразнее.
- STEP-анализ не является общим для всех
организаций, так как для каждой из них
существует свой особый набор ключевых
факторов.
Анализ STEP-факторов обеспечивает ряд преимуществ:
- Когда руководитель и его ближайшие сотрудники
работают со STEP-факторами, они начинают
не только говорить о внешнем окружении,
но и думать о нем.
- У людей воспитывается культура учета
факторов внешнего окружения и появляется
«видение» внешнего окружения.
- Свободно передвигаясь от фактора к фактору,
аналитик выстраивает целостную картину
внешнего окружения.
- Вырабатывается общий язык для анализа
внешнего окружения.
- Возникает устойчивая привычка размышлять
над внешним окружением и не увлекаться
внутренними проблемами.
Проводить STEP-анализ несложно. Надо конкретизировать
все социальные, технологические, экономические,
политические факторы, влияющие на рынок
и на развитие компании в нем.
В проведении STEP-анализа существуют некоторые
этапы, которых необходимо придерживаться.
А именно:
- Разработка перечня главных стратегических
факторов, которые имеют высокую вероятность
реализации и воздействия на функционирование
предприятия.
- Оценка важности каждого события для
данного предприятия путем присвоения
ему определенного веса от единицы (важнейшее)
до нуля (незначительное). Сумма весов
должна быть равна единице, что обеспечивается
нормированием.
- Оценка степени влияния каждого фактора-события
на стратегию предприятия по 5-ти балльной
шкале: «пять» – сильное воздействие,
серьезная опасность; «единица» – отсутствие
воздействия, угрозы.
- Определение взвешенной оценки путем
умножения веса фактора на силу его воздействия
и подсчитывание суммарной взвешенной
оценки для данного предприятия.
STEP-анализ вполне можно рассматривать
как вариант системного анализа, т.к. факторы,
которые относятся к перечисленным четырем
аспектам обычно тесно взаимосвязаны
и характеризуют различные иерархические
уровни общества, как системы.
STEP-анализ помогает изучить «поведение»
внешней среды только в том случае, если
адекватно и объективно оценивать воздействие
на организацию всех четырех факторов.
Ниже приводятся основные правила применения этого инструмента, позволяющие обеспечить его практическую значимость.
1. Постановка цели исследования
Принципиально важно при проведении STEP-анализа определить цель исследования (желательно — в соответствии с принципом SMART), иначе результаты окажутся «размыты». Встречающиеся в среде словосочетания «STEP-анализ компании», «STEP-анализ рынка» бессмысленны и вредны, так как не отвечают на вопрос: «Кто и с какой целью делал этот анализ?».
Зачем делается STEP-анализ? Для выработки стратегий развития компании, для оценки ее конкурентоспособности или «для галочки»? В каждом из этих трех вариантов мы получим разный STEP-анализ!
STEP-анализ,
как и всякий инструмент, всегда
используется с некоторой
2. Выделение объекта исследования
STEP-анализ применим к любому объекту исследования — страна, организация, подразделение, проект, человек. Наличие цели исследования помогает четко определиться с объектом, к которому STEP-анализ будет применен.
Под объектом анализа неправильно понимать организацию или структурное подразделение, как это часто встречается в профессиональной среде. Как правило, анализируются взаимоотношения, причем в некотором контексте.
Поэтому STEP-анализ применяется, например, к взаимоотношениям:
Легковесное
отношение к точному
3. Выявление и ранжирование факторов
Теперь мы можем приступить к формированию списка факторов, значимых для определенных нами взаимоотношений с точки зрения поставленной цели. Все факторы, не относящиеся к цели исследования, даже если они важны для нас «в общем», отбрасываются. То же самое относится к факторам, не относящимся к специфике взаимоотношений.
Важно! В целях исследования явно или неявно должен присутствовать «временной фактор». И если мы проводим анализ в долгосрочном контексте (например, 10 лет), нам необходимо учитывать изменение внешних факторов в течение определенного нашими целями времени.
Ранжирование значимых факторов
Выявленные возможности
Технологически
ранжирование факторов может быть произведено, например,
4. Разнесение факторов по категориям
При отнесении выявленного фактора в ту или иную категорию могут возникнуть проблемы. Например, непонятно, куда "правильнее" отнести уровень процентных ставок — к политическим или экономическим факторам. Здесь может помочь только здравый смысл и понимание, что главное — выявить значимый фактор, его категория — вторична и не имеет значения, например, в SWOT-анализе.
5. Дополнительный анализ
В
зависимости от целей исследования,
может потребоваться
6. Применение результатов
Результаты
получены. Теперь нужно "
Кроме акронима STEP (СТЭП) часто применяют другие нотации, например:
STEEP — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), окружающей природной среды (Environmental), политических (Politics).
STEEPV — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), окружающей природной среды (Environmental), политических (Politics) и индивидуальных ценностей (Values).
STEPLE — аббревиатура названия факторов: социальных (Social), технологических (Тechnological), экономических (Economic), политических (Political), правовых (Legal) и экологических (Environmental).
Другие акронимы отличаются от STEP только набором категорий. Но, как мы уже говорили, важно выявить все значимые для нас факторы, а не отнести их к какой-то категории.
В
зарубежной литературе чаще встречается
аббревиатура PEST-анализ. Кроме того,
часто можно встретить название PESTELI последние
три буквы которого означают факторы экологического
(ecological or environmental), правового ( legal ) и промышленного
(industrial) характера. Или, например STEEPLED –
вариант СТЕП-анализа с добавлением вышеупомянутых
экологических и правовых факторов воздействия,
а также этических и демографических аспектов
ведения бизнеса.
PEST (STEP) анализ - стратегический анализ социальных (S – social), технологических (Т – technological), экономических (Е – economic), политических (Р – political) факторов внешней среды организации.
Поскольку на среду работы предприятия напрямую влияют политические факторы, то в результате анализа определяются факторы влияния политической ситуации на деловую активность, инвестиционный климат, стабильность и перспективы развития.
Экономический фактор изучается как основной для определения инвестиционных перспектив и перспектив развития рынков, покупательной способности и т.д. Также изучается распределение экономических ресурсов в масштабе государства.
Социальный фактор определяет динамику потребительских предпочтений, распределение и структуру социальных групп населения, возрастную и гендерную структуру.
Последним
фактором является технологический
компонент. Целью его исследования
принято считать выявление
Информация о работе Определение факторов внешней среды. Методики STEP, PEST, STEEP – анализа