Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:29, реферат
Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации.
Введение
1. Понятие адаптации
Цели адаптации и обоснование ее необходимости
2. Организация эффективного управления адаптацией
Задачи системы управления адаптацией
Оценка состояния работы по адаптации
3. Опыт профориентации и адаптации
Зарубежный опыт
Российский опыт
«Адаптация персонала» программы «Практика кадровых служб Санкт- Петербурга»
Заключение
Список литературы
Узкая ведомственность противодействует развитию прямых связей органов
управления профориентацией и адаптацией. И это не позволяет устранить
организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления.
«Адаптация
персонала» программы
«Практика кадровых
служб Санкт-Петербурга»
Это исследование проводилось в 1996-97 гг. и охватывало деятельность 100 кадровых служб города. Были затронуты такие базовые проблемы, как поиск и привлечение персонала, отбор персонала, адаптация персонала, мотивация и стимулирование персонала, заработная плата, обучение персонала, оценка персонала, потребность компаний в инновациях. Тенденции, выявленные в ходе анализа сегодняшнего состояния управленческой практики, подкреплены в этом исследовании вполне реальными цифрами и фактами.
Выявленные в исследовании проблемы позволяют руководителям и специалистам по управлению персоналом экономить силы и ресурсы, направлять свою работу на решение действительно важных для бизнеса проблем, вплотную заняться вопросами формирования кадровой политики.
Надо отметить, что проведение этого исследования одновременно в нескольких крупных научно-промышленных регионах позволило бы получить достаточно представительную картину развития управленческой практики в России. Кроме того, можно было бы осуществить сравнительный анализ региональных тенденций, проблем и положительных достижений в согласовании спроса и предложения на рынке труда, в подборе кадров и работе с персоналом. Согласно проведенному исследованию, целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют формализованные программы адаптации, специально разработанные для конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может
свидетельствовать о недооценке компаниями важности адаптационного периода для успешности нового сотрудника, как в начальный период его деятельности, так и в дальнейшем.
Доля респондентов, затруднившихся оценить эффективность использования
адаптационных программ, приблизительно одинакова независимо от степени их формализации (33 и 36 %% соответственно). Также отметили, что респонденты, имеющие формализованные программы адаптации, оценивают их использование только как эффективное. Неформализованные программы неэффективны почти у пятой части (19 %) респондентов.
Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно. Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54 случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному окружению - коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60 компаниях), исподволь узнавать о “славной” истории и традициях (в 63 и 60 компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только 29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике безопасности никто не допускался к работе.
Сравнивая эффективность ознакомления новых сотрудников с теми или иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину: новичка прежде всего волнует социально-экономическая сфера, а не нормы и правила, регламентирующие основной производственный процесс. Оценка респондентами содержания программ адаптации (в %% от числа использующих):
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММ АДАПТАЦИИ |
ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА
НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
традиции предприятия | 63 | 15 | 22 |
системы оплаты труда | 63 | 2 | 35 |
функциональные обязанности | 61 | 2 | 37 |
системы социального обеспечения | 60 | 19 | 21 |
неформальные правила поведения | 58 | 10 | 32 |
правила внутренней дисциплины | 58 | 6 | 36 |
коллектив | 58 | 2 | 40 |
режим безопасности и коммерческой тайны | 57 | 14 | 29 |
техника безопасности | 55 | 20 | 25 |
структура и иерархия | 51 | 11 | 38 |
история предприятия | 46 | 19 | 35 |
На первые места по эффективности (в нашем контексте — “значимость” для
новичка) выходит информация, необходимая человеку для нормального
самоощущения и чувства сопричастности, — традиции предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях). Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности — функциональных обязанностях — 61 %. Затем снова “социальный” блок - система социального обеспечения - 60 %, неформальные и формальные правила поведения в коллективе - по 58 % в каждом случае. Такая информация, как режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %% соответственно). Распределение респондентов по признаку “за адаптацию новичка отвечает” (в % от числа упомянувших):
ОТВЕТСТВЕННЫЙ | ВСЕГО (АБС.) * | ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА
НЕЭФФЕКТИВНО |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
Управляющий персоналом | 21 | 76 | 0 | 14 |
Линейный менеджер | 40 | 55 | 10 | 35 |
Руководитель предприятия | 19 | 42 | 5 | 53 |
Эффективность участия того или иного должностного лица в адаптации вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых эта деятельность является прямой функциональной обязанностью. Кроме того, к этой работе следует привлекать тех, кто непосредственно связан с рабочим местом, на которое взят новичок.
По итогам адаптационного периода оценивается:
Складывается впечатление, что респонденты смешивают понятия “испытательный срок” и “адаптационный период”. Конечно, они могут совпадать во времени, но задачи, которые решаются в адаптационном периоде гораздо шире. Главной задачей испытательного срока является выяснение того, насколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей и взаимозависимостей индивида (новичка) с новой для него материально - социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту и личности в течение длительного времени.
Оценка респондентами эффективности используемых критериев (в % от числа использующих):
ПРЕДМЕТ ОЦЕНКИ | ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНО |
ОЦЕНКА НЕЭФФЕКТИВНО | ЗАТРУДНИЛИСЬ ОЦЕНИТЬ |
Результаты выполнения поставленных задач | 78 | 0 | 22 |
Знания | 77 | 3 | 20 |
Усвоение функциональных обязанностей | 72 | 2 | 26 |
Иное | 71 | 0 | 29 |
Профпригодность | 61 | 6 | 33 |
Наиболее эффективной, с точки зрения респондентов, является оценка
результатов выполнения новыми сотрудниками поставленных задач - 78 % и
реальные знания - 77 %. Кроме того компании считают эффективной оценку того, насколько новичок усвоил свои функциональные обязанности - 72 %.
Заключение
Результаты исследования позволяют сделать вывод о недостаточности мер по
полновесной адаптации новых сотрудников в большей части организаций города. До сих пор не существует четкого представления о том, какое именно
подразделение организации (или менеджер) должно быть задействовано в процессе адаптации. К тому же, недостаточно разработаны критерии определения эффективности адаптации, также как и сами ее этапы (содержание программ адаптации).
Более того, на основании цифр по остальным частям исследования можно сделать не более утешительные выводы. Но все эти выводы отнюдь не говорят о безвыходности положения. Они, наоборот, абсолютно четко способствуют прогрессу в области адаптации, определяя основные задачи и дальнейшие пути развития.
Ведь организация
заинтересована в повышении конкурентоспособности
своей продукции, а это требует отбора
как высокоэффективных технологии и техники,
так и наиболее способных работников.
Чем выше уровень развития работника с
точки зрения совокупности его профессиональных
знаний, умения, навыков, способностей
и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется
и более производительно используется
вещественный фактор производства.
Список
литературы
1. Управление организацией. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой,
Н.А. Саломатина, Кибанова. М., 1999. Стр. 428-445.
2. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина, М.,
1998, стр. 237-242.
3. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность.
М., 1996.
4. Материалы программы «Практика кадровых служб Санкт-Петербурга».