Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:09, реферат
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы - систематизируя теоретические основы практики управления, рассмотреть понятие, сущность и функции организационной культуры, включая такую ее составляющую, как имидж, а также проанализировать процесс формирования корпоративного духа на примере предприятия ЗАО "Мукомол".
Задачи исследования: изучение теоретических основ формирования организационной культуры; описание структурной схемы управления предприятием, характеристика внешней и внутренней среды, в которой функционирует предприятие; анализ влияния стадий развития организационной культуры на запросы персонала ЗАО "Мукомол"; оценка степени развития организационной культуры ЗАО "Мукомол".
Введение
Теоретические аспекты формирования организационной культуры
1. Признаки организации, понятие и роль культуры организации
2. Элементы и функции организационной культуры
3. Виды организационных культур
Ценности, обычаи, обряды, ритуалы, нормы поведения членов организации, привнесенные из прошлого в настоящее, получили название традиций. Последние бывают как позитивными, так и негативными. Например, в качестве позитивной традиции можно рассматривать доброжелательное отношение ко всем новым сотрудникам, приходящим в организацию, а в качестве негативной - печально известную дедовщину. Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации называется менталитетом. Он имеет огромное влияние на их повседневное поведение и отношение к своим рабочим и служебным обязанностям.
Специалисты выделяют две важные особенности культуры:
1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы:
2) многогранность,
многоаспектность. Культура организации,
во-первых, состоит из субкультур
отдельных подразделений или
социальных групп,
1. Охранная функция
состоит в создании барьера,
ограждающего организацию от
нежелательных внешних
2. Интегрирующая
функция формирует чувство
3. Регулирующая
функция поддерживает
4. Адаптивная функция
облегчает взаимное
5. Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло.
6. Мотивационная функция создает для этого необходимые стимулы.
7. Функция формирования
имиджа организации, т.е. ее
образа в глазах окружающих. Этот
образ является результатом
3. Виды организационных культур
Люди с разными; особенно в национальном плане, культурами неодинаково воспринимают реальность, поскольку рассматривают все окружающее сквозь их призму. Культура любой организации находится под мощным воздействием национального фактора.
Бесспорная культура
характеризуется небольшим
Слабая культура
практически не содержит общеорганизационных
ценностей и норм. У каждого
элемента организации они - свои, причем,
зачастую противоречащие другим. Нормы
и ценности слабой культуры легко
поддаются внутреннему и
Сильная культура открыта влиянию как изнутри, так и извне. Открытость предполагает гласность и диалог между всеми участниками организациями и посторонними лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее. Нужно иметь в виду, что сильная культура, как и слабая, может быть эффективной в одном и не эффективной в другом. Взаимодействие менеджмента и организационной культуры является непростым.
1. Управленцы могут действовать строго в рамках культуры. Если последняя прогрессивна, то действия наверняка будут успешны. Но отсталость культуры приведет к тому, что эффективность процесса управления окажется низкой, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы.
2. Менеджеры могут
идти "напролом", игнорируя сложившуюся
культуру. Даже если эти действия
будут осуществляться в
3. Можно действовать
частично в рамках культуры, но
в необходимых случаях и
4. Если необходимые управленческие шаги полностью с культурой несовместимы, но являются настоятельными, встает вопрос о преобразовании сложившейся культуры. Для этого необходима ясная стратегия и хорошее понимание возможных препятствий и трудностей на этом пути. Нужно иметь в виду, что только изменяя параметры культуры, организацию можно вывести на новую качественную ступень. В связи с этим изменение культуры организации становится одним из объектов управления.
Управление организационной культурой осуществляется с помощью таких мер, как: контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов, ритуалов. К неудачным действиям в этом направлении относят подмену реальных процессов изменения кампанией; осуществление поверхностных или косметических преобразований, когда по существу все остается прежним, особенно в высшем руководстве; попытки изменить всю культуру сразу; преобладание краткосрочных целей; действия ради самих действий, не приводящие к определенному результату. Рассмотрим некоторые наиболее известные разновидности организационных культур. Эти культуры обычно классифицируются по нескольким параметрам.
Пожалуй, самый краткий и точный вариант их классификации дал американский исследователь Уильям Оучи, выделив четыре основных вида:
1) рыночную культуру,
которая характеризуется
2) бюрократическую
культуру, основанную на господстве
регламентов, правил и
3) клановую культуру, дополняющую предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.
4) предпринимательская
культура поддерживает
Наиболее известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.
Культура власти,
или Зевса. Ее существенный момент -
личная власть, источником которой
является обладание ресурсами. Организации,
исповедующие такую культуру, имеют
жесткую структуру, высокую степень
централизации управления, немногочисленные
правила и процедуры, подавляют
инициативу работников, осуществляют
жесткий контроль над всем. Успех
здесь предопределяется квалификацией
руководителя и своевременным выявлением
проблем, что позволяет быстро принимать
и реализовывать решения. Такая
культура характерна для молодых
коммерческих структур. Ролевая культура,
или культура Аполлона. Это бюрократическая
культура, основывающаяся на системе
правил и инструкций. Ей свойственно
четкое распределение ролей, прав, обязанностей
и ответственности между
Специалисты считают, что, как правило, на стадии зарождения организации в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития - культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.
Важным элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам (как занимающим руководящие должности, так и рядовым исполнителям), определяющая их положение, а также к слабому полу вообще. Выделяются следующие виды такой культуры:
1) культура джентльменского
клуба. Это культура вежливых,
гуманных, цивилизованных людей,
в рамках которой мужчины-
2) культура казармы.
Она деспотична и свойственна
бюрократическим организациям
3) культура спортивной
раздевалки. В ее рамках мужчины
строят межличностные
4) культура отрицания
различий между полами. Эта культура
отвергает дискриминацию, но
5) культура ложной
защиты женщин. В рамках этой
культуры идея равенства,
6) культура смышленых мачо. Внешне данная культура не принимает во внимание половые различия, ибо во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умеющие в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы фирмы. Не справляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины бывают более жестокими и беспощадными.
Информация о работе Организационная культура и её влияние на организацию