Организационная система и типы организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 22:11, контрольная работа

Описание

Организации представляют собой группу наиболее старых общественных образований на Земле.
Организация может рассматриваться как процесс либо как явление. Как процесс организация – это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Содержание

1 Организационная система и типы организаций 3
2 Экономические методы управления 12
Список используемой литературы 15

Работа состоит из  1 файл

менеджмент!.docx

— 36.66 Кб (Скачать документ)

Джоббер (дилер, маркетмейкер) – фирма, скупающая отдельные  крупные партии товаров для быстрой  перепродажи.

Картель – долговременное договорное объединение ряда организаций, выполняющих функции, связанные  с формированием благоприятной  инфраструктуры их бизнеса. Члены картеля  не теряют юридической, финансовой и  другой самостоятельности при решении  своих уставных задач.

Консорциум – долговременное договорное объединение ряда однородных организаций. Особенностью является то, что он выступает как единое целое  с другими партнерами, при том, что его члены также не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности.

Концерн – долговременное договорное объединение ряда организаций  для формирования системной технологической  цепи «финансирование-снабжение-производство-сбыт». Организации, входящие в концерн, не теряют юридической, финансовой и другой самостоятельности при решении  своих уставных задач, не связанных  с деятельностью концерна.

Корпорация – синоним  акционерного общества.

Синдикат – договорное объединение предприятий, которое  берет на себя осуществление всей коммерческой деятельности при сохранении производственной и юридической  самостоятельности входящих предприятий, но потере ими коммерческой независимости.

Трест – долговременное договорное объединение ряда организаций, при  котором входящие в него организации  теряют свою производственную, финансовую и коммерческую самостоятельность.

ФПГ – объединение типа концерна, взятое под опеку государством на определенный срок для содействия в создании мощной базы для удовлетворения стратегических потребностей общества.

Холдинг-компания – АО, владеющее  контрольными пакетами акций юридически самостоятельных организаций с  целью осуществления контроля за их деятельностью.

 

В мировой практике успешно  применяется ряд теорий мотивации (побуждения) к производительному  труду: теория Х, теория Y, теория ожидания, теория потребностей, теория справедливости. Каждая теория имеет практическое применение при работе с персоналом.

Теория Х исходит из предположения, что часть людей  не склонны к самоорганизации, лишены честолюбия, являются «ведомыми». Теория Х предлагает для таких людей  подбирать властных, высокопрофессиональных руководителей, обладающих способностью организовать труд людей и заставить  их работать, не задевая их самолюбия.

Теория У, напротив, исходит  из того, что часть людей обладает большим творческим потенциалом  и при соответствующем стимулировании способны принести большую пользу, и организации, и себе. Теория У  предлагает для таких людей подбирать  руководителей-демократов, владеющих  социально-психологическими методами управления.

Теория ожидания основана на том, что часть людей может  хорошо работать, если поставленные руководителем  цели будут достигаться, т.е. ожидания будут реализованы. Для таких людей рекомендуется подбор быстровыполнимых заданий либо постоянные уведомления о пользе их труда.

Теория потребностей основана на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы.

 

Предметом теории организации  являются организационные отношения  между организационными объектами  как по горизонтали, так и по вертикали. Организационные отношения включают воздействия, взаимодействия и противодействия  при создании, функционировании, реорганизации  и прекращении деятельности организационных  объектов. Организационные отношения  могут быть структурными и процессорными.

Родоначальником научной  теории организации производства считают  Ф.У.Тэйлора, выдвинувшего строгую научную  систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, хронометраж, рационализация трудовых приемов и  т.д. Тэйлор и его последователи  Ганнт, Эмерсон, Форд и другие разработали  и утвердили такие принципы научного управления, как

1. Использование научного  анализа для определения оптимальных  способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, наиболее  подходящих для выполнения определенных  задач, и их обучение.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения задач.

4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности  труда.

5. Выделение планирования  и обдумывания в отдельный  процесс.

6. Утверждение менеджмента  в качестве самостоятельной формы  деятельности, науки. Формирование  функций менеджмента.

Одновременно с возникновением тэйлористской школы возникла т.н. административная школа менеджмента, которую связывают с именем А.Файоля. Целью административной школы было создание универсальных принципов  управления, следуя которым, по убеждению  создателей, организация непременно добьется успеха. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления, такие как  Разделение труда,  Власть и ответственность,  Дисциплина,  Единоначалие, Единство руководства, Подчинение частных интересов общим, Вознаграждение, Централизация, Скалярная цепь, Порядок, Справедливость, Стабильность рабочего места персонала, Инициатива, Корпоративный дух.

В основе организационных  отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент  нахождения объекта во времени и  пространстве. Порядок может быть алфавитным, номерным, должностным, сложившимся, ведомственным, особым, уставным, по законодательству и др.

Научная теория воплощается  для практического применения в  виде методологии и методик. Одной  из перспективных методик является методика прорыва. Главная ее цель –  преодоление шаблонов мышления, консервативных методов производства и управления, эгоизма и недоверия, страха и  напряженности, позиции «ждать»  и «догонять», состояния «винтика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Экономические  методы управления.

Им в управлении отводится  центральное место. Это обусловлено  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме  — овладение экономическими методами управления, которые применительно  к управлению организацией представляют собой совокупность экономических  рычагов, с помощью которых достигается  эффект, удовлетворяющий требованиям  коллектива в целом и личности в частности. Иными словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические  интересы управляемого объекта.

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей  свободе коллективов в хозяйственной  деятельности и экономическим методам  руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам  руководства: коллектив распоряжается  материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует  свои экономические интересы. Экономические  методы способствуют выявлению новых  возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении  системы материального стимулирования с учетом экономических интересов  всех участников трудового процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать  условия, при которых экономические  методы были бы действенны и целенаправленны.

Вся сложность проблемы состоит  в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических  зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного  комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает  эффективность экономического руководства.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию  планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые  социально-экономические предпосылки  реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология  и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации, для решения различных экономических и социальных задач. Следовательно, после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к  тому, чтобы поставить органы руководства  и трудовые коллективы в такие  условия, при которых они могли  бы максимально полно учитывать  экономические последствия своей  управленческой и производственной деятельности.

Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма  состоит в том, чтобы создать  такие экономические и организационные  условия, при которых бы организация  выполняла возложенные на нее  функции на самом высоком уровне.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства  предполагают разработку общих планово-экономических  показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В  результате повышения действенности  экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при  которых трудовой коллектив и  его члены побуждаются к эффективной  работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим  стимулированием. На основании экономических  методов управления должны развиваться  и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические  методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысятся действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника  и каждый коллектив в такие  экономические условия, при которых  появится возможность наиболее полно  сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

Конкретный набор и  содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства  чаще всего выступают в следующих  формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.

Для решения экономических  задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством  экономических задач является большое  число ограничительных условий  и множество решений. Их экономическую  сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему  ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти  наиболее эффективные решения. Здесь  налицо «обратная связь»: не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области  пока еще существует определенный разрыв: потребности экономики опережают  возможности математики. Чаще всего  применяются линейные модели, предназначенные  для решения различного рода экономических  задач, в то время как почти  все зависимости в экономике  нелинейны.

Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математического программирования, теории игр, массового обслуживания, управления запасами, исследования операций и др.

Несмотря на характерное  для современного этапа усиление роли экономических рычагов и  стимулов, не следует ограничивать и организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1.  Аганбегян А.Г., Раппопорт  B.C., Речин В.Д. и др. Клуб директоров: опыт программно-целевого управления  предприятиями. М.: Экономика, 2009.

2.  Акофф Р. Планирование  в больших экономических системах / Пер. с англ. — М: Экономика, 2007.

3.  Афанасьев B.C., Баглай  М.В., Беляев А.А. и др. Социальный  менеджмент: Учебник. — М.: Бизнес-школа  «Интел-Синтез», 2008.

4.  Басовский Л. Е.  Менеджмент: Учеб. Пособие для вузов.  — М.: ИНФРА-М, 2008.

5.  Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.  — М.: Гардарика, 2008.

6.  Вудкок. М., Френсис Д.  Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/ Пер. с англ. — М.: Дело, 2006.

7.  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2007.

 


Информация о работе Организационная система и типы организаций