Организационная структура аппарата управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 06:48, контрольная работа

Описание

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Работа состоит из  1 файл

Организационная структура аппарата управления.docx

— 71.40 Кб (Скачать документ)

Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Схема организационной  структуры управления отражает статическое  положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

В зависимости  от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством:     

1. Линейная структура  управления    

Признаки:

  1. Единоличное руководство подчиненными и сосредоточение в руках одного руководителя всех функций управления ( неспециализированное управление). Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное управление подчиненными ему работниками.
  2. Вертикальное управление "сверху вниз" -подчинение вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
  3. Принцип единоначалия - предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.

 

    Достоинства линейной структуры управления:

  • единство и четкость распорядительства;
  • оперативность в принятии решений;
  • личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

 

    Недостатки линейной структуры  управления :

  • высокие требования к руководителю;
  • ограничение масштабов предприятия и возможностей руководителя по эффективному управлению.

 

    Сфера распространения линейной структуры  управления - используется мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.

 

Рис. 1. Линейная структура управления: 
Р - руководитель; И - исполнитель     

2.Функциональная структура управления    

Признаки:

  1. Специализированное управление. Каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
  2. Самостоятельная управленческая роль функциональных служб - указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
  3. Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.

 

    Достоинства функциональной структуры  управления:

  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  • рутинные задачи не требуют оперативного принятия решений.

 

    Недостатки функциональной структуры  управления:

  • снижение ответственности исполнителей за работу;
  • длительная процедура принятия решений;
  • сложная иерархия в структуре взаимоотношений.

Рис.2. Функциональная структура управления:  
ФР - функциональный руководитель (например, главный инженер, главный технолог, главный механик, финансовый директор и т. д.)

 

 

 

    3.Линейно - функциональная структура управления ( штабное управление)     

Признаки:

  1. создание специального аппарата управления при первых линейных руководителях;
  2. отсутствие самостоятельности в распоряжении производственным подразделением;
  3. разрастание аппарата управления - сложность координации.

 

    Недостатки линейно-функциональных структур управления:

  • отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
  • чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.

Рис. 4.4. Линейно-функциональная структура управления:

 

 

    4.Матричная структура управления    

Признаки:

  1. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
  2. Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).
  3. Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.
  4. Двойное подчинение в матричных структурах.
  5. Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.

 
    Проблемы матричной  структуры управления: установление приоритетов заданий и распределение времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение ее долгосрочных целей.  
    Достоинства матричной системы управления:

  • активизация деятельности руководителей - активная творческая деятельность по совершенствованию производства;
  • усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и организацию четкого взаимодействия в системе управления;
  • поиск новых нетрадиционных решений проблем и инноваций;
  • сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления;
  • обеспечение гибкости и оперативности маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы.

 

    Сфера распространения матричных  структур управления: научно-исследовательские организации; промышленные фирмы, выпускающих сложную продукцию и осуществляющих уникальные крупномасштабные проекты.  
   

Рис. 4.5. Матричная структура управления

 

 

 Кроме этих структур выделяются:

 – отделенческая структура управления;

– проектная структура управления (проект - комплекс работ с участием нескольких фирм и созданием централизованной системы управления);

– проблемно - целевая структура управления;

– командная (цель - быстрое решение какой-либо поставленной конкретной задачи‚ - предполагает создание группы (команды) специалистов, в которую входят представители всех функциональных служб‚ и которой предоставляются необходимые ресурсы‚ и ставится цель обеспечить выполнение конкретной задачи).

 

Формальная  и неформальная организации  

Термин "управление"‚  как правило‚ применяется к формальным организациям, однако существуют и неформальные организации. В каждом коллективе наряду с формальной организационной структурой существуют неформальные (неофициальные) взаимоотношения между членами коллектива.     

Формальная организация - созданная по воле руководства для достижения целей организации. Это командные группы, комитеты, рабочие группы. Их функции - выполнение конкретных задач и достижение целей.    

Неформальная  организация - это стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей (цели). Отличия формальной и неформальной организации:

  • в формальной организации отношения регламентированы, в неформальной,- нет. Процесс управления относится только к созданию и функционированию формальной организации;
  • формальная организация планируется руководством, неформальная имеет спонтанный характер создания. Основами отношений являются личные симпатии, общность взглядов, целей, интересов, дружеские отношения.

 

    Существование неформальной организации  может создавать проблемы управления. Для нормального функционирования организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Особенно это  важно для больших организаций, большого количество людей. В этих условиях усиливается власть неформальной группы Способом влияния неформальной организации является неофициальное общение, "тайный телеграф"‚- один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть ( неформальная коммуникация). Другой способ, которым пользуется неформальная группа для проявления власти‚- ее способность действовать или бездействовать (несанкционированный менеджмент): несанкционированное установление производственных норм. Это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают влияние на людей. Это может быть усердие‚ превышающее нормы‚ или наоборот‚ занижение норм. Таким образом‚ неформальная группа может либо продвигать, либо тормозить развитие организации. Следовательно‚ задачей менеджеров является минимизация влияния этих групп .  
    Влияние неформальной организации можно контролировать, но менеджер должен иметь представление о базовой мотивации функционирования неформальной группы. Для разработки стратегии поведения важно понять, что неформальная организация рождается из взаимодействия.     

Как заставить неформальную организацию работать на вас? 
(принципы управления неформальными организациями):

  1. признание факта существования неформальной организации;
  2. выяснение ценности неформальной организации для достижения целей менеджера;
  3. выявление неформальных лидеров и управление ими;
  4. объединение цели неформальной и формальной организации; признание факта, что вне зависимости, от того, что менеджер делает,  
    неформальные организации продолжают существовать.

 

    Причины существования неформальных организаций:

  • чувство принадлежности - наиболее сильное из эмоциональных потребностей. Формальные организации лишают людей возможностей социальных контактов, следовательно‚ необходимы неформальные организации;
  • взаимопомощь;
  • защита (сила - в единстве);
  • общение - доступ к неформальному получению информации;
  • симпатия.

 

    Характеристики неформальных организаций     

Социальный  контроль - установление и укрепление норм: групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Нарушителей ждет отчуждение. Это может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации.  
    Сопротивление переменам - перемены могут нести угрозу существованию неформальной организации.  
    Неформальные лидеры - у них нет поддержки в форме делегированных полномочий, но есть власть‚ основанная на признании его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две основных функции: 1) помогает группе в достижении целей; 2)поддерживает и укрепляет ее существование.


Информация о работе Организационная структура аппарата управления